Создана техника безопасного редактирования людей

Разработана технология "осторожного" редактирования генома человека

8 ноября 2013 в 14:24, просмотров: 2841

Исследователи из университета Berkley разработали новую технологию, которая позволила им с максимальной точностью восстанавливать любой участок человеческого генома, передает зарубежное издание The Independent. Новая методика использования генов, получившая название Crispr, сравнима с программой-редактором, которая призвана менять отдельные буквы в книге, не допуская при этом орфографических ошибок. Теперь любой участок ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты) во всех 46 хромосомах человека можно будет изменить, не провоцируя развитие генных мутаций.

Создана техника безопасного редактирования людей
фото: ru.wikipedia.org
Леонардо да Винчи. Витрувианский человек, 1490. Homo vitruviano. 34,3×24,5 см, Галерея Академии, Венеция.

Один из нобелевских лауреатов назвал этот прорыв в генетике «ошеломительным». Технология, вызвавшая горячий интерес учёных со всех уголков мира, позволит качественно осуществлять «редактирование» генома всех живых организмов.

Возможно, в скором будущем открытие пригодится для борьбы с вирусом иммунодефицита человека, который вызывает СПИД, или же для исправления таких генетических нарушений, как, например, болезнь Хантингтона. Кроме того, станет возможным устранение генетических дефектов у зародышей, созданных путём вспомогательной репродуктивной технологии ЭКО.

До сих пор генная терапия была основана на крайне неточном методе «склеивания» генома посредством специально модифицированных вирусов, внедряющих фрагменты ДНК в геном, иногда делая это неправильно, а это создаёт определенный риск для пациентов.

CRISPR (Clustered Regularly Interspaced Short Palindromic Repeats), согласно информации, представленной в Wikipedia, — является прямыми повторами, обнаруженными в ДНК бактерий. Длина этих повторов составляет от 24 до 48 пар нуклеотидов. Главное их предназначение – помогать бактериям противостоять действию вирусов-бактериофагов. Ученым из США удалось доказать в прошлом году, что Crispr можно направить практически на любой участок генома, причем не только у бактерий, но также у растений, животных и даже человека.