Как правильно готовиться к ЕГЭ по истории

Специалисты не советуют школьникам штудировать вузовские учебники

24 мая 2012 в 19:51, просмотров: 43720

Страна преодолела первую — досрочную — волну ЕГЭ и замерла в ужасе перед следующей — основной. О том, как эффективнее подготовиться к одному из самых популярных экзаменов — истории — 118 тысячам абитуриентов, выбравших этот предмет, с помощью «МК» рассказала старший преподаватель Исторического факультета МГУ им. Ломоносова, кандидат исторических наук, Ольга Юмашева.

Как правильно готовиться к ЕГЭ по истории
фото: Михаил Ковалев

— Начну, пожалуй, с крамолы. Готовиться к ЕГЭ по истории надо не по вузовским талмудам или пособиям для поступающих, а по обычным школьным учебникам! Причина сугубо прозаическая: только в школьных учебниках можно найти ответы на все вопросы ЕГЭ. А среди них, замечу, попадаются самые неожиданные.

Так, в пробнике ЕГЭ этого года есть вопрос: кто написал музыкальное произведение «Блоха»? (Выбор этой самой «Блохи», а не «Руслана и Людмилы» или, скажем, «Бориса Годунова» оставляю на совести составителей тестовых заданий). Так вот, в школьном учебнике это есть. А в каких-то вузовских можно и не найти. И таких примеров много.

Теперь о том, как читать материал. Делать это надо не по одной теме учебника, а блоками по 3-4 темы, поскольку на каждую тему дается слишком мало заданий. Например, блок I: «Восточные славяне в древности»; «Киевская Русь»; «Феодальная раздробленность». Блок II: «Монголо-татарское иго» и т. д. А, чтобы, ничего из прочитанного не «потерялось», обязательно отвечать на все вопросы в учебнике. На их основе и формируются задания ЕГЭ.

Чтобы «выбить» максимальное количество баллов самой простой части «А» или более развернутой части «В», обязательно надо учить даты. Причем, в некоторых случаях не только год, но и месяц. Например, по Отечественной войне 1812 года. И дело не только в том, что на даты масса вопросов в тестовой части «А». Задания ЕГЭ по истории составлены таким образом, что знание хотя бы одной из дат сплошь и рядом позволит догадаться даже о том, чего не знаешь. Увидел, например, в задании 1581, 1597, 1694 годы и по одной знакомой дате — допустим, 1597 — догадался: ага, речь идет о закрепощении крестьян. И заработал лишний балл.

Есть и географические подсказки. Взять хотя бы опять войну 1812-го года. Всем понятно: Смоленск лежит западнее Москвы. А, значит, очередность битв с войсками Наполеона очевидна. Ну а уж если совсем знаешь ответа на вопрос — действуй методом исключения: сначала отбрось всё то, чего точно быть не может, а остальное отгадай. Только думай! И руководствуйся здравым смыслом.

Часть «С» — особый разговор. Она считается творческой, но многое здесь вызывает серьезные вопросы. К примеру, задание пробника: «Сравните систему управления Древнерусским государством при первых князьях Олеге и Игоре и Ярославе Мудром». Один из правильных ответов на вопрос о том, что у них было общего, считается «Столица государства в Киеве». Во-первых, это просто-напросто может не прийти в голову. Во-вторых, ответ этот не однозначен: Олег-то только-только пошел на Киев. Но отвечать, чтобы получить лишний балл, надо именно так. Поэтому многое, не мудрствуя лукаво, надо просто заучить.

В принципе, сдать ЕГЭ по российской истории легко. Причем, настолько, что никакие индивидуальные репетиторы или лекции в школе для этого не нужны. По большому счету, это — разводка: нормальный ученик вполне может подготовиться сам. Только заниматься надо не в последний месяц или два — это с неизбежностью обрекает на то самое натаскивание, которое так справедливо ругают — а заранее. Лучше — в течение всего последнего учебного года. Тогда без напряга можно прочитать весь курс истории нужное число раз. Трех-четырех вполне достаточно, чтобы получить высокую оценку.



Партнеры