ЕГЭ-2015: бланки с заданиями могут принципиально изменить

КИМы госэкзаменов снова предлагают поменять

На будущий год бланки с заданиями ЕГЭ могут стать принципиально иными. Чем это чревато, а также оставлять ли на будущий год в КИМах (контрольно-измерительных материалах) ЕГЭ тестовую часть «А», в разгар летних каникул разбирались специалисты.

КИМы госэкзаменов снова предлагают поменять

тестовый баннер под заглавное изображение

По мнению главных разработчиков ЕГЭ из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), отменять самую простую, тестовую часть заданий, ныне обозначаемую литерой «А», никак нельзя. Она и высокотехнологична (проверка идет очень быстро, т.к. ведет ее компьютер, а не человек), и независима от субъективного фактора — проверяющего, и выявляет знание большого объема содержания предмета. Что же касается пресловутой «угадайки», то тестовой части в последних вариантах КИМов стало много меньше, а многолетнее сравнение оценок плохих и хороших работ показывает, что суммы баллов за задания с выбором одного из данных вариантов отличаются между ними в разы. А значит, «наугадывать» на мало-мальски приличную оценку невозможно.

Эффективнее всего, по мнению специалистов, сочетать задания всех типов: выбор ответов (часть «А»), краткие ответы (часть «В») и развернутые ответы-эссе (часть «С»). Однако внешний вид этого привычного сочетания предлагается изменить уже в будущем году следующим образом, рассказала директор ФИПИ Оксана Решетникова.

Часть заданий типа «А» сокращается, но не исчезает совсем и объединяется с заданиями, требующими краткого ответа (сегодня мы называем их частью «В»). Однако вместо привычных трех групп заданий («А», «В» и «С») вводятся две новые: задания с кратким ответом (для проверки на компьютере) и задания с развернутым ответом (проверка силами экспертов). Причем нумерация задач становится сквозной, а не в каждой части своя. И это, равно как появление новых полей для кратких ответов, изменит экзаменационные бланки до неузнаваемости.

Как признаются сами специалисты ФИПИ, предложенное ими новшество чревато некоторыми рисками. Так, увеличение доли задач с открытым ответом приведет к существенному усложнению КИМов при сохранении того же проверяемого материала: ведь школьники лишатся даже малейших ориентиров в выборе правильного ответа, имеющихся у них сегодня. В свою очередь, увеличение числа ответов, проверяемых экспертами, понизит достоверность оценок и существенно расширит «зону влияния» региональных предметных комиссий, регулярно уличаемых во всяческих злоупотреблениях.

Но главное, подчеркнула зам. директора ФИПИ по научно-методической работе Ольга Котова, «чтобы школа смогла жить с теми изменениями, которые мы ей предлагаем, а наши предложения должны быть в принципе реализуемыми». Тут-то, по мнению участников обсуждения, и кроется главная проблема.

— В изменившихся, непривычных формах ответов, — не сомневается директор Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ-ВШЭ Елена Карданова, — участники экзаменов будут записывать в новых полях не номер задания, а краткий ответ. И терять на этом баллы. Вдобавок введение новых форм приведет к несопоставимости новых результатов ЕГЭ со всеми прежними, накопленными за много лет. А значит, вся аналитическая работа будет невозможна до тех пор, пока мы не накопим новую базу данных.

Но дело даже не в этом.

— Если говорить о качестве образования, то ЕГЭ здесь ни при чем: о каком качестве образования можно говорить в стране, где федеральный государственный образовательный стандарт принят без содержательной части и примерных программ! — подвел итог дискуссии руководитель территориальной группы городского методического центра Департамента образования Москвы Андрей Лукутин. — Мне жалко родителей, учеников и учителей, которых замордовали изменениями. Лучшее — враг хорошего! Пожалейте детей, учителей и эту страну!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26577 от 21 июля 2014

Заголовок в газете: ЕГЭ-2015: «А» пропало, «В» упало

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру