С 1 января 2015 года привычные бумажные учебники должны сопровождаться электронными

Электронная телега впереди образовательной лошади

12 октября 2014 в 15:53, просмотров: 4942

Однако, как выяснил думский Комитет по образованию, страна к этому не готова. На данный момент непонятно даже, что понимать под определением «электронный учебник».

С 1 января 2015 года привычные бумажные учебники должны сопровождаться электронными
фото: Геннадий Черкасов

Единственное, что на сегодняшний день известно достоверно — что для включения учебников в федеральный перечень, открывающий им доступ в школу, в комплект должна входить вся линейка по классам, где будет изучаться данный предмет, электронное приложение к учебнику и пособие для учителя. Таков нынешний закон.

Известно также, что с 1 января на экспертизу, необходимую для включения в перечень, можно представлять не только бумажные, но и электронные учебники. Но дальше, как выяснили депутаты, начинаются непонятки.

Прежде всего неясно, что же такое этот самый электронный учебник. Пока, пояснила директор министерского департамента госполитики в области общего образования Анастасия Зырянова, «это будет не отдельный учебник, а точная копия учебника в печатной форме — вплоть до иллюстраций и разметки страниц. Единственное отличие — наличие в нем мультимедийных ссылок. Но это лишь на первом этапе».

Не определено и место, которое электронный учебник займет в школе. Пока, как предполагается, он не вытеснит учебник бумажный, а будет изучаться наряду с ним. При этом использовать или не использовать электронную версию, будут решать регион, муниципалитет и школа. Их право, подчеркнула чиновница, вообще отказаться от этой затеи. А вот полный отказ от бумажных учебников в пользу электронных, по ее словам, маловероятен, хотя теоретически это не запрещено.

В каком виде появятся электронные учебники — неизвестно. То ли через покупку школой (муниципалитетом? регионом?) ссылок в Интернете. То ли на носителях, будь то флешки или CD. Закон лишь устанавливает, что «работать» новые учебники должны и без выхода в Интернет (за исключением ссылок), но как это сделать, непонятно.

Открытым остается и вопрос стоимости. В Минобрнауки считают, что цена электронного учебника «не должна превышать цены учебника печатного». Но даже если и так, то в регионах, где их закупят, стоимость учебников возрастет вдвое. В Псковской области, например, уже подсчитали, что на это дополнительно потребуется ежегодно до 45 млн руб. А таких средств даже в тучные годы на местах не имелось, и где их брать — непонятно. Между тем в министерстве предполагают, что «даром издательства свой продукт размещать в открытом доступе Интернета не будут». И в этом чиновники, бесспорно, правы.

Главное же, что до сих пор неизвестно, как скажутся новые учебники на здоровье школьников. Институт гигиены и охраны здоровья детей, по словам Зыряновой, только «собирается провести исследование по влиянию электронных ресурсов на детский организм» — и лишь по его итогам будут разработаны соответствующие санитарно-гигиенические правила. Так что пригодятся они разве что детям первого поколения учащихся с электронными учебниками.

Учитывая эти и другие неясности, Комитет Госдумы по образованию принял решение о необходимости поэтапного внедрения электронных учебников хотя бы в среднесрочной перспективе. Тем временем Российская академия наук с Российской академией образования должны провести необходимые физиологические, психологические, медицинские и педагогические исследования рисков, возникающих при использовании электронных учебников и иных электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.



Партнеры