На кружки для школьников в бюджете нет ни рубля

Что еще ждет образование в 2015 году?

15 декабря 2014 в 19:12, просмотров: 6605

15 декабря в Госдуме прошло заседание Совета по образованию и науке при председателе палаты Сергее Нарышкине. Формально оно было посвящено обсуждению впервые представленного в парламент Доклада правительства об образовании. Фактически же разговор шел о том, что ждет учащихся и их педагогов в непростом 2015 году.

На кружки для школьников в бюджете нет ни рубля
фото: Наталья Мущинкина

Главными задачами отрасли в целом и возглавляемого им ведомства в частности министр образования и науки Дмитрий Ливанов назвал: 100-процентное обеспечение местами в детских садах детей в возрасте 3-7 лет; обновление содержания общего (среднего) образования; сближение профобразования с работодателями; формирование эффективного высшего образования; гибкие образовательные траектории для включения в общественную жизнь инвалидов; сохранение единого образовательного пространства на территории России.

Дополнительную — и притом непростую задачу — составит устранение несостыковок и рисков, связанных с введением в стране профессионально-общественной аккредитации, вовлекающей в оценку качества профессиональной подготовки работодателей. Но обо всем по порядку.

Что касается дошколки, то власти, готовясь рапортовать о выполнении указаний президента по ликвидации очередей в детсады, все чаще переводят разговор на места для трех- и пятилеток, оставляя за скобками самых маленьких. Вот и министр сообщил о создании 350 тыс. дополнительных мест в детсадиках и о том, что в 2015 году госсубсидии будут распространены и на частные детские сады, чтобы не допуская роста родительской платы, привлечь к решению проблемы и их. А о потребности общества именно в ясельных группах — ни слова.

Обновление школьного образования пойдет через изменение федерального перечня учебников. А также — через расширение доступности дополнительного образования: по данным Минобрнауки, лишь за последний год доля детей, посещающих различные кружки и секции, выросла на 7%, а общий охват ими школьников достиг 64%. Вот только вряд ли удастся ли сохранить этот уровень в будущем году. В бюджете на 2015 год, напомнил первый зампред думского комитета по образованию Олег Смолин, на допобразование не предусмотрено ни рубля. Как, впрочем, и на все другие направления, обозначенные президентом в послании Федеральному Собранию, добавил глава комитета Вячеслав Никонов.

В области среднего профобразования в 2015 году министерство обещает подготовить полсотни новых образовательных программ международного качества. А высшему пророчит углубление демографического провала, который достигнет максимума к 2020 году, когда в стране останется 4 млн студентов — вдвое меньше, чем в 2006-м. И лишь с 2021 года поголовье отечественных студиозов начнет расти на 50 тыс. в год. Так что пострадавших от закрытия «неэффективных» и просто плохих вузов будет немного.

Инвалидов в наступающем году ждет нарастающий инклюзив. До конца 2014 года для них будет принят федеральный государственный образовательный стандарт, с 2015 года начнется апробация, а с 2016 года — поэтапное внедрение инклюзивных школ в регионах. На сегодняшний день их доля от общего числа школ составляет 12%, а через пять лет должна достичь 20%. Но сохранятся и спецшколы для тех, кто не сможет учиться в инклюзивных, пообещал министр.

Особая история — два внесенных в Госдуму законопроекта по разным аспектам аккредитации. С первым все ясно: он предусматривает упрощение процедуры лишения вуза госаккредитации (а с ней — и возможности выдавать дипломы гособразца), и до лета, наверняка, будет принят. Второй сложнее, ибо помимо традиционной госаккредитации предусматривает еще и профессионально-общественную, с участием работодателей. Ее цель — выявить соответствие квалификации студентов требованиям профессионального стандарта, и притом — на платной основе. Для дополнительного же образования, где не предусмотрен федеральный стандарт, новый вид аккредитации должен стать чем-то вроде знака качества. Но как свести на нет неизбежно возникающие при этом риски не знает никто. И в этом бермудском треугольнике - государственная и профессиональная аккредитации с платностью последней - и увяз пока законодательный процесс.

И, наконец, финансирование образования. По официальным данным, его консолидированный бюджет составит невиданные прежде 3,3 трлн руб. Но в пересчете на долю ВВП, направляемую на образование, Россия занимает предпоследнее место среди развитых стран, напомнил Олег Смолин, «а с таким уровнем ВВП модернизация не удалась ни одной стране мира».



Партнеры