У школьников отнимут Достоевского, Толстого и Булгакова?

Корреспондент отдела семьи и образования Евгений Балабас

26 марта 2015 в 15:31, просмотров: 17980

О том, что писатели являются инженерами человеческих душ, вспомнили в Госдуме. Но вспомнили в нынешнем, актуальном для сегодняшнего дня ключе — сконструированные писателями-инженерами души должны быть попроще, попонятнее, без излишних заморочек и философских вывертов. Главное — в этих душах должно быть побольше патриотических чувств.

У школьников отнимут Достоевского, Толстого и Булгакова?

И вот в четверг комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций ГД совместно с российским книжным союзом озвучили планы по «патриотизации литературы».

Лирическая вводная звучала примерно так — события в Крыму и на Украине серьезно меняют такие вещи, как понимание русской нации, любви к своей земле. И эту, видоизмененную любовь к Родине нужно срочно поддержать при помощи литературы как основы культуры.

Предложения по реализации такого важного и ответственного дела посыпались, как из рога изобилия. Президент Российского книжного союза Сергей Степашин высказал мнение, что нужно создать специальный экспертный совет, который займется наполнением патриотической литературой библиотек школ, вузов, кадетских корпусов, больниц, домов престарелых, системы исправительных учреждений и т.д. В эти библиотеки должны быть отправлены специальные подборки патриотических книг. А еще задачей совета станет стимулирование издателей, писателей и художников.

Вот только вопрос: как должна выглядеть современная патриотическая книга, на написание которой будут стимулировать писателей и издателей?

«Патриотизаторы» попытались смоделировать образ героя «правильных» книг. Например, писатель Сергей Шаргунов считает, что это должен быть, во-первых, человек, трудящийся бесплатно, а во-вторых, не щадящий живота своего на этой дармовой работе: «Нужен современный герой, простой человек с низов. Такой, как в рассказе «Полоса» - про человека, который среди разрухи поддерживал в тайге взлетно-посадочную полосу, хотя ему за это никто не платил и не требовал. А однажды его работа помогла спасти аварийно севший самолет… Нужны рассказы о героизме простых людей – врачей, офицеров, инженеров».

Оно и понятно: неоплачиваемый героический труд «на износ» идеально вписывается в концепцию воспитания любви к Родине. В отличие от всяких непатриотичных «поисков себя», «душевных метаний», «лишних людей» и прочих безнадежно устаревших изысков классической литературы.

С юношеской прямотой и бескомпромиссностью об этом заявил молодой депутат Ярослав Нилов:

«Школьную программу нужно кардинально пересматривать. По себе могу сказать — в 9-10 классах сложные философские вопросы проходить рано! Изучать «Войну и мир», «Преступление и наказание», Булгакова и прочих – сложно и рано! Их изучение – это, по сути, навязывание подросткам тех мыслей и идей, которые вынес из этих произведений учитель».

С Ниловым спорить никто не стал, хотя напрашивается мысль, что, может, проблема именно в том, что депутатами становятся те, кто в 9-10 классе еще не дорос до «Войны и мира»? Но нет, медленно созревающего депутата поддержал аж сам Путин — правда, не Владимир Владимирович, а его племянник, Роман Путин, председатель Русского академического фонда. Он сообщил, что в школе «Войну и мир» тоже не читал...

Нравится нам это или нет, но программа по поддержке патриотических писателей и издания их книг будет реализована. Остается лишь надеяться, что ее разработкой займутся все же люди, читавшие в детстве хорошие книги. Не «правильные», а именно хорошие. Потому что хорошая книга по определению не может быть неправильной.

А вот наоборот — запросто!



Партнеры