Что это означает?
А вот что. Американцев, гибнущих от огнестрельного оружия — убиваемых и самоубийц — больше в течение одного полугода, чем тех янки, что погибли от террористических актов и войн в Афганистан и Ирак, вместе взятых, за последние 25 лет.
С 1968 года в Соединенных Штатах от огнестрельного оружия погибли больше людей, чем тех американцев, которые сложили головы во всех войнах, ведшихся в американской истории.
Американские дети в 14 раз чаще умирают от огнестрельного оружия, чем дети в других развитых странах. (См. книги гарвардского профессора Дэвида Хейменвей.)
Почему?
Убийца журналистов Элисон Паркер и Адама Уорда приобрел пистолет «законным» путем, хотя и был уже к тому времени психически больным. «Я был как живая человеческая пороховая бочка, лишь ожидающая того, чтобы взорваться БУМ!!!» — писал он под именем Брюс Уильямс в своем «манифесте», отосланном в телеканал Эй-Би-Си по факсу после того, как «БУМ!!!» состоялся.
Но вот в Соединенных Штатах оружие продают покупателям, которые не проходят универсальной проверки. В результате оно попадает в руки душевнобольных или преступников и совершает тот самый «БУМ!!!», которого могло и не быть.
Если проанализировать последние массовые убийства в США, станет ясно, что нет никакой необходимости в абсолютном запрете, подобно «сухому закону» на алкогольные напитки. Сейчас это было бы политически невозможно и потребовало бы конституционных поправок). Но вполне приемлемо относиться к смертям от пуль как к кризису, скажем, здравоохранения. (Предложение колумниста «Нью-Йорк таймс» Николаса Кристофа.)
Что конкретно имеется в виду?
Для защиты общества существуют определенные протекционистские меры, которые регулируют быт от продажи игрушек до финансовых фондов, от пользования лестницами до эксплуатации плавательных бассейнов. Оружие — не игрушка. Но оно почему-то регулируется не так строго.
Администрация по профессиональной безопасности и здоровью в США издала на целых семи страницах правила, регулирующие пользование приставными лестницами. В США «лестничных» смертей не так много — 300 случаев ежегодно. Но федеральное Правительство РФ не предпринимает никаких серьезных усилий для регулирования продажи и хранения оружия от которого ежегодно погибают более 33000 человек. (Статистика Центра по контролю за заболеваниями и их предотвращением.) Цифра эта включает в себя убийства, самоубийства и несчастные случаи.)
Защитники оружия часто ссылаются на городской транспорт, мол, а как быть тогда с автомобилями, они тоже убивают людей, но мы их не запрещаем. Пример с автомобилями бьет бумерангом по тем, кто на них ссылается, ибо оружие требует к себе такого же внимания, как и автотранспорт. В течение многих десятилетий человечество систематически работает над тем, чтобы сделать автомобиль безопасным. Появились ремни на сидениях, воздушные подушки, принимаются строгие меры против вождения автомобилем в нетрезвом виде, четче определяются переходы, появились правила о наборе СМС во время вождения машин. И вот вам результат по самой «автомобильной» Америке: если бы средства безопасности здесь оставались на уровне 1921 года, то на дорогах ежедневно погибали бы 715000 американцев. Сейчас эта цифра сокращена на 95%.
Но в отношении огнестрельного оружия оружейное лобби и послушные ему политиканы блокируют вот уже много лет даже исследования по сокращению смертей от него. Укравший iPhone, должен знать его PIN, а вот укравший пистолет — нет.
В Америке, о которой говорят, что ее создали «вокруг пистолета» полностью ликвидировать смертность от огнестрельного оружия, конечно, невозможно. Но ее сокращение даже на одну треть означало бы на 11000 смертей меньше в год.
Профессор Хейменвей, который упоминался выше, считает, что в США убийства с применением огнестрельного оружия в семь раз больше, чем в стране, идущей на втором месте — Канаде и в 600 раз больше, чем в Южной Корее! Необходимость более строгого изучения бэкграунда покупателей оружия, ограничения его купли-продажи (одно в месяц), его строгого хранения, маркировки серийных номеров, так чтобы они никогда не стирались, период ожидания для приобретения револьверов — все это, несомненно, привело бы к спасению многих жизней.
Посмотрим на Австралию. В 1966 году после очередного серийного убийства вся страна объединилась вокруг суровых мер против огнестрельного оружия. Журнал «Политика общественного здоровья» отмечает, что в результате мер, принятых властями и поддержанных обществом, самоубийства уменьшились наполовину в течение семи последующих лет, то же самое произошло и с убийствами.
Если бы в Соединенных Штатах к огнестрельному оружию относились так же строго, как в Австралии, или также внимательно ,как в отношении машин, лестниц и бассейнов, то в этой стране всеобщего благоденствия ежедневно не погибали бы десятки людей. От чего — вы знаете.