Хроника событий Глава МЧС: «Россияне очень лихо встретили Новый год» В московском метро запущен поезд в честь 25-летия МЧС За тех, кто спасает жизни МЧС и железнодорожники научились работать во время теракта ГИМС Приамурья заняла второе место на Дальнем Востоке

Есть женщины в службе спасения...

«МК» узнал, как служат в МЧС водолазом, пожарным и пилотом представительницы прекрасного пола

6 декабря 2015 в 18:35, просмотров: 3164

Конечно, спасатель — профессия мужественная, тяжелая, мужская. Особенно если ты водолаз, пожарный или пилот. Но МЧС России — ведомство действительно уникальное. Можно сказать, удивительное. Ведь именно здесь служат женщина-водолаз, женщина-пожарный и женщина-пилот. И не просто служат, а наравне с коллегами-мужчинами совершают подвиги. Сегодня наш рассказ о них — прекрасных спасательницах, которым подвластны все стихии.

Есть женщины в службе спасения...
фото: Юлия Фербер
Оксана Шевалье.

Вода

— Моя фамилия досталась мне от прабабушки, — рассказывает Оксана Шевалье, спасатель-водолаз столичного МЧС, — она французская, рыцарская. Во Франции, в Париже, у меня есть дальние родственники — но я с ними почти не общаюсь.

— У вас очень необычная для слабого пола профессия. Вы специально учились на спасателя?

— Нет. По первому образованию я учитель начальных классов, по второму — юрист. Кроме того, я профессиональная спортсменка: с детства занималась плаванием, стала мастером спорта по акробатике, училась в каскадерской школе. Одним из моих хобби были прыжки с парашютом. В августе 2008 года на парашюте-«крыле» я сдавала зачетный экзамен — хотела получить более высокую квалификацию. В момент посадки я решила повыпендриваться — показать инструкторам, что умею выполнять разные трюки. Вместо того чтобы успокоить парашют, развернув его против ветра, я на всей скорости понеслась навстречу земле. В итоге, не рассчитав сил, я очень сильно ударилась о землю, буквально воткнувшись в нее головой. Итог — перелом шейных позвонков и год реабилитации. Потом прыгала еще 16 раз — но сейчас, к сожалению, на парашют у меня нет времени.

А впервые насчет работы я обратилась в МЧС в апреле 2009 года, хотела узнать, могут ли вообще женщины работать спасателями. Объяснила, что нахожусь на реабилитации. Мне сказали: восстановишься — приходи. В октябре того же года я стала работать ведущим специалистом отдела капитального строительства столичного МЧС. Одновременно с этим я выходила в усиления — вместе с коллегами дежурила на городских пляжах в напряженный летний период. Полноценным спасателем я стала в апреле 2012 года.

— Почему вы решили работать именно спасателем-водолазом?

— Я с детства люблю воду — наверное, дело в этом. Мне предложили работу либо пожарного, либо водолаза — и я выбрала последнюю. Конечно, поначалу мне, худенькой девушке-блондинке, было странно работать в мужском коллективе: ребята то и дело пытались мне помочь что-то поднести, подать, дверь передо мной открыть... Но несколько спасательных выездов — и ко мне все привыкли, перестали обращать внимание на то, что я девушка. Мы с мужчинами-спасателями — команда, в которой все знают свои обязанности и выполняют их. Вообще, как мне кажется, в МЧС приходят по зову сердца: однажды ты понимаешь, что хочешь быть спасателем, и одно это понимание уже делает тебя счастливой.

— Как к вашему выбору отнеслись близкие?

— Из ближайших родственников у меня остался только дедушка — сейчас ему 91 год. Он ветеран войны, мной очень гордится.

— Не было ли проблем со спасательным оборудованием? Оно же, наверное, больше рассчитано на мужчин...

— Вообще, водолазные костюмы все более-менее стандартные как в плане роста, так и в плане комплектации. Рассчитаны они больше на мужчин — но их всегда можно доработать, подшить, подклеить, а то и сшить из одного «мужского» костюма два для себя. (Смеется.) За каждым спасателем поисково-спасательной станции (ПСС) «Строгино», где я работаю, закреплен определенный транспорт. У кого-то вельбот, у кого-то катер. Я отвечаю за снегоход — зимой на нем мы ходим по берегу, и гидроцикл — ухаживаю за ними, масло меняю, слежу, чтобы они работали нормально. А вообще каждый спасатель должен уметь водить все суда и транспортные средства, которые на ПСС есть, — ведь никогда не знаешь, на чем на вызов ехать придется.

— Помните свой первый случай спасения?

— Как сейчас! Это был День десантника на одном из московских водоемов. Один здоровый десантник «включил браваду» и попытался доплыть до девушек, которые были на небольшом островке. В процессе он начал тонуть, нахлебался воды и всплыл спиной кверху. Все это произошло на моих глазах — я прыгнула в маленькую лодочку, быстро подплыла к нему и успела спасти.

Огонь

Пожарный Анна Шпенова служит во 2-й пожарной части Петербурга. Коллеги по праву гордятся своей боевой подругой, выбравшей для себя такую нелегкую профессию. Немаловажным фактом является еще и то, что Анне удается прекрасно совмещать работу пожарного и воспитание двоих детей.

Анна Шпенова. Фото: пресс-служба МЧС.

Как рассказала Анна, родители не сразу узнали о ее выборе, однако, когда узнали, с уважением приняли решение дочери. «Они сказали, что если это то, что мне нужно в жизни, и я нашла свое место и свой путь, то пусть так и будет, просто береги себя, и все. Конечно, они нервничают и переживают, постоянно следят за новостями. У нас семья военнослужащих в третьем поколении, у всех офицерская выдержка — они не показывают своих эмоций, а в отдельных случаях могут похвалить или указать на недостатки», — поделилась Анна.

А с детьми Анна старается проводить каждую свободную минуту. «Пожарная часть для них как родной дом — они часто приходят по машинам полазить. Я успеваю с ними позаниматься, и с уроками помочь, и посетить какие-то мероприятия. Недавно, например, были на спектакле «Денискины рассказы» по Драгунскому в ТЮЗе — замечательная постановка. Мы хихикали весь спектакль, аж щеки болели», — поделилась Шпенова.

На службе Анна уже успела отличиться — совершить героический поступок.

21 ноября 2014 года в 12 часов 56 минут поступило сообщение о пожаре в пятиэтажном административном здании, расположенном на Галерной улице. К моменту прибытия пожарных из окон третьего этажа уже выбивался густой черный дым и языки пламени.

Со слов очевидцев, в здании еще оставались две женщины, которым огонь отрезал выход из кабинета третьего этажа. Им на помощь было направлено дымозвено 2-й пожарной части, в составе которого и находилась Анна Шпенова. Поднявшись на этаж, они столкнулись с настоящей огненной стеной. Для огнеборцев было очевидно, что на спасение людей у них оставались считаные минуты. Поэтому, невзирая на опасность, пожарные отправились сквозь пламя на поиски людей. В самом последнем кабинете были обнаружены две женщины, одна из которых едва не теряла сознание от едкого дыма. Тогда Анна надела на нее спасательное устройство и, прикрывая собой от пламени, эвакуировала ее на лестничную клетку. После этого она вновь вернулась на горящий этаж и вывела из огненной ловушки еще одну женщину. Обеих спасенных передали сотрудникам скорой помощи.

За героизм и мужество, проявленные при тушении пожара и спасении людей, сержант внутренней службы Анна Марковна Шпенова награждена медалью МЧС России «За отвагу на пожаре».

Несмотря на свою непростую профессию, Анна остается женственной: «Легкий макияж присутствует всегда, потому что в конце концов я женщина, я мама и должна быть предметом гордости в первую очередь для своих детей, чтобы никто не указывал пальцем и не говорил: что это у тебя такая мама неухоженная?».

Воздух

Екатерина Орешникова — единственная женщина-пилот в МЧС России. На ее счету десятки поисково-спасательных операций. Она принимала участие в тушении пожаров, участвовала в ликвидации последствий наводнений, работала на месте крушения самолета SSJ-100 в Индонезии.

фото: mchs.gov.ru
Екатерина Орешникова.

Когда Екатерина выступала с показательными полетами на международной аэрокосмической выставке ILA в берлинском аэропорту, руководитель полетов до такой степени был восхищен ее эрудицией, уровнем летной подготовки и прекрасным английским, что вопреки всем авиационным инструкциям присвоил ее экипажу вместо цифрового позывной «Катюша».

Когда нет авралов, она дежурит на Бо-105, который называют воздушной «скорой помощью». На санитарной винтокрылой машине Екатерина доставляет пострадавших в ДТП и тяжелобольных детей из труднодоступных районов Московской области в столичные больницы.

Общий налет у нее около 4 тысяч часов, и все — безаварийные.

— В вашей семье были летчики?

— Мой папа авиационный инженер, мама — учитель истории. Раз родилась девочка, родители хотели, чтобы я была гуманитарием. Но меня привлекала техника, я рвалась в небо. После школы поступила на вечернее отделение факультета радиоэлектроники Московского авиационного института, после первого курса перешла на дневное отделение факультета самолето- и вертолетостроения. И одновременно стала заниматься в первом Московском городском аэроклубе ДОСААФ, который располагался на Каширке. Выбрала вертолетный спорт. Стала осваивать Ми-2. Мой выбор стать летчиком мама с папой сначала не одобряли, считая, что это не женская профессия. Но, видя мою увлеченность и усердие, стали меня поддержать. За что я им очень благодарна.

— Вспомните свой первый самостоятельный полет.

— Это был восторг! Всем, чему научилась в аэроклубе, я обязана своему инструктору Александру Смыкову. Он поставил меня «на крыло». И по сей день я вспоминаю его добрым словом. Сейчас его, к сожалению, уже нет в живых. В аэроклубе мне дали направление в Запорожское авиационное училище летчиков имени Покрышкина, бывшее Волчанское, которое готовило инструкторов-летчиков, планеристов, парашютистов и вертолетчиков.

Время окончания училища совпало с перестройкой. Развалился Советский Союз. Шел 1991 год. В стране царил хаос. С удостоверением пилота вертолета и дипломом об окончании МАИ Екатерина Орешникова стала искать работу. В юную летчицу поверил генеральный директор авиакомпании «Московские воздушные авиалинии» Владимир Кастырин. Катя стала летать вторым пилотом на вертолете Ми-8. В 1998 году случился дефолт, частная авиакомпания закрылась. Екатерина поступила в Московскую государственную юридическую академию на специальность юриспруденция. Но длительного простоя в летной работе у нее не случилось. Уже через год она попала в авиаотряд МЧС, под руководством инструкторов Николая Габлина и Михаила Малахова освоила вертолеты Бо-105, БК-117. Получила диплом юриста, но с небом расстаться не смогла. Много лет она командир воздушного судна.

— Мужчины-подчиненные не комплексуют?

— У нас сплоченный коллектив, единая команда, мы давно работаем вместе. С экипажем у нас полное взаимопонимание и доверие, иначе как подниматься в небо?

— Вам не бывает страшно?

— Любой человек боится. Он живое существо, ему присуще чувство страха. Другое дело, как он с этим справляется и какие принимает решения. Страх может привести к подлости и предательству, или человек может более трезво, грамотно и адекватно воспринимать риск.

Репортеры «МК».

МЧС: 25 лет во имя жизни. Хроника событий




Партнеры