Какие аварии могут случиться с троллейбусом на маршруте

Самая страшная авария с участием сочлененного транспортного средства произошла около 20 лет назад и далеко от Москвы

28 января 2016 в 21:18, просмотров: 3322

В нашей столице случилось «эксклюзивное» ЧП на транспорте: как кричат заголовки, на одной из оживленных магистралей разорвало троллейбус. В действительности, это преувеличение. Если уж быть точным, две части пассажирской машины сочлененного типа попросту расцепились. И хотя случилось это прямо на маршруте, пострадавших нет.

«МК» же полистал «досье» на происшествия с участием машин такого типа и выяснил, что, исходя из исторических аналогий, можно предположить: нынешняя авария способна поставить крест на эксплуатации троллейбусов данной модели.

Какие аварии могут случиться с троллейбусом на маршруте
фото: Геннадий Черкасов

Ехал себе ехал троллейбус-«гармошка» 17-го маршрута по Мичуринскому проспекту, вдруг – скрежет, хруст металла... И вместо комплектной пассажирской машины – две ее половинки порознь: разрушилась конструкция шарнирного сочленения головной части и прицепной. Причину произошедшего теперь будут выяснять специалисты, а мы познакомим читателя с небольшой ретроспективой аварий, которые происходили в прошлые годы при эксплуатации троллейбусов подобного типа.

Чаще всего «гармошки» доставляли неприятности водителям и пассажирам, элементарно застревая из-за своей внушительной длины и невысокой маневренности на тесных городских перекрестках. При этом бывали случаи, когда такие случаи сопровождались даже разрушениями. В китайском Шанхае, например, сочлененный троллейбус, не вписавшись в крутой поворот, покорежил торговый киоск, который стоял на углу перекрестка. Лишь по счастливой случайности в момент ДТП эта торговая точка пустовала.

Куда более ужасная авария с «гармошкой» «на электрическом ходу» произошла в 1997 году в одном из городов Аргентины. По своим техническим признакам то происшествие весьма напоминает нынешнее московское ЧП: у сочлененного троллейбуса разрушилось шарнирное крепление, связывающее две его части, и в результате «хвост» отделился от «головы». Вот только в отличие от нашего случая произошло это у аргентинцев на участке улицы, довольно заметно спускавшемся вниз. В результате неуправляемая и лишенная включенных тормозов хвостовая часть покатилась под уклон, совершая при этом непредсказуемые виражи. Не все движущиеся по улице автомобили смогли отреагировать на такое опасное соседство, и три или четыре из них получили повреждения, не успев затормозить или увернуться от «разбушевавшейся» части троллейбуса. Были и пострадавшие. На ходу несколько пассажиров, оказавшихся в салоне рядом с разрушившейся конструкцией шарнирного сочленения, от толчков выпали через образовавшуюся огромную дыру на мостовую, и двое из них при этом попали под колеса того же самого неуправляемого троллейбусного «хвоста», еще одного бедолагу, получившего ощутимые травмы при падении на асфальт, задела вдобавок проезжавшая мимо машина. В конце концов отцепившуюся заднюю часть троллейбуса вынесло ближе к тротуару, и здесь ее движение остановил оказавшийся на пути фонарный столб...

В российской столице (к слову, в нашем городе расположена крупнейшая в мире система троллейбусного сообщения) первые сочлененные троллейбусы появились более полувека назад.

Конструкция необычной пассажирской машины повышенной вместимости была разработана на Сокольническом вагоно-ремонтном заводе (СВАРЗ), которому и поручили выпуск таких троллейбусов. Модель получила заводское обозначение ТС. Первые два серийных экземпляра изготовили и подготовили для выхода на линию к «красной дате календаря» – первомайским праздникам 1959 года. Вслед за ними на маршрутах, проходящих по улице Горького и другим центральным магистралям столицы, стало появляться все больше шарнирно-сочлененных троллейбусов. Их можно было заметить издалека благодаря необычному внешнему виду и особой окраске – белый верх и широкая ярко-красная полоса по бортам.

Горожане быстро придумали для этой новинки пассажирского транспорта несколько прозвищ: «гармонь», «кишка», «колбаса», «крокодил». А еще – «пылесос».

Последнее имя подчеркивало сразу оцененную москвичами фантастическую вместимость машины: мол, подъезжает эта штука к остановке и, словно пылесос, всасывает в свое нутро всех пассажиров, сколько бы их там ни стояло! Однажды получилось провести импровизированный эксперимент. В час «пик» на остановке «Гидропроект» у развилки Волоколамского и Ленинградского шоссе сочлененный СВАРЗ по техническим причинам высадил из салона всю публику. Пока ждали следующий троллейбус, кто-то из пассажиров ради интереса пересчитал своих попутчиков и выяснил, что в «колбасе» ехало 402 человека! (К слову сказать, по паспорту эта машина рассчитана была на 224 пассажира.) Подобной вместимостью не обладал ни один троллейбус в мире.

Московских «крокодилов» с успехом демонстрировали на нескольких выставках за границей. Эта модель была признана в ту пору лучшей в Европе. На столичных маршрутах количество сочлененных троллейбусов собственного производства превысило сотню штук, Сокольнический завод уже готовил проект новой супер-машины, но... Успешная карьера ТС внезапно оборвалась. В 1973-1975 гг. практически все красно-белые красавцы были «скоропостижно» списаны в утиль (а ведь многие из них были еще совсем «молодые» – отработали к тому времени на линиях всего 5-6 лет).

В чем же дело? Некоторые ветераны 1-го троллейбусного парка (где базировалось большинство сочлененных СВАРЗов) рассказывали корреспонденту «МК», что «отцы города» распорядились безотлагательно убрать с маршрутов все «ТэЭсы» после того, как один из них загорелся на улице Горького – прямо напротив Моссовета. Прошло несколько лет, прежде чем на московские маршруты вышли шарнироно-сочлененные троллейбусы новой конструкции, которые стал изготавливать завод им. Урицкого в Энгельсе.

Будем все-таки надеяться, что сегодняшний «разрыв» троллейбуса-«гармошки» на Мичуринском проспекте не приведет к таким же глобальным последствиям. Все-таки эти пассажирские электромашины повышенной вместимости очень нужны столице.



Партнеры