Хватит кошмарить автомобилистов!

Нужно хотя бы на время преодолеть желание «закручивать гайки»

11 февраля 2016 в 15:38, просмотров: 22704
Хватит кошмарить автомобилистов!
фото: Алексей Меринов

В Госдуме завершается работа над законом о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части, касающейся немалой части россиян — тех, кто имеет разрешение на управление автотранспортом (попросту говоря, автомобилистов).

Конечно, речь идет не обо всех россиянах и даже не о большинстве (сегодня права имеют чуть менее 50 млн человек, или 44% совершеннолетних граждан, тогда как, например, в Америке — почти 225 млн, или 88% всех граждан старше 16 лет), но и они являются значимой группой населения, которая, похоже, в последние годы стала для властей самой излюбленной мишенью для издевательств.

В прошлом году, как известно, была введена норма, которой нет нигде в мире: гражданин может быть лишен права на управление автомобилем за неуплату долгов (алиментов, штрафов или присужденных судом платежей). Закон, пролоббированный группой депутатов, среди которых выделяется известный в прошлом «защитник автомобилистов» В.Лысаков, допускает наказание через лишение прав за нарушения, никак не связанные с поведением водителя на дороге, — что, замечу, если и не антиконституционно, то по меньшей мере странно. И если даже предположить, что неоплаченные штрафы были наложены за нарушение Правил дорожного движения, оказывается, гражданин дважды наказывается за одно и то же преступление, что юридическая практика прямо запрещает. Однако, как выяснилось, это было только началом проблем.

Недавно в Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы внесены новые инициативы тех же «любящих народ» депутатов. Среди них выделяются: возвращение к системе лишения прав за несколько нарушений (т.н. балльная система, существовавшая и в советское время); упрощение составления протокола о вождении в состоянии алкогольного опьянения (в том числе и использование приборов, не являющихся привычными алкометрами); узаконивание лишения граждан автотранспорта за нетрезвое вождение и некоторые другие.

На мой взгляд, большинство предложенных инициатив — пусть на первый взгляд они кажутся убедительными — будут использованы лишь для «кошмарения» водителей и обеспечат существенное повышение неформальных доходов столкнувшихся с кризисом сотрудников дорожной полиции.

Начнем с проверки на алкоголь. Это, разумеется, главный бич не только в России, но также в Европе и Америке. Однако сразу возникает много вопросов. Во-первых, в ЕС предельно допустимая норма алкоголя в крови водителя составляет (в большинстве стран) 0,49–0,5 промилле. В России — и, не удивляйтесь, во всех постсоветских странах — долгое время было установлено 0,0 промилле (сейчас — 0,16). В таких условиях прибор может показать «проблемный» уровень после бутылки кефира или одного впрыска антипростудного ингалятора. Во-вторых, в Европе и США существуют три ступени проверки: если простой прибор инспектора показывает «проблемный» уровень, водитель должен быть доставлен в участок для более детального исследования; если он не согласен с его результатами, окончательное решение принимает врач в больнице. Вся процедура занимает до трех часов, так что можно считать, что 0,2–0,3 дополнительных промилле за это время «выветриваются». В-третьих, в половине случаев превышение уровня — особенно если поведение на дороге не включало нарушение правил или скоростного режима — заканчивается предупреждением. Хотя, если проблема реальна, штрафы достигают 3600 евро или 2000 долларов и могут закончиться лишением прав — но после третьего случая в течение двух лет.

Конечно, бороться с пьянством на дороге нужно, но депутаты предлагают, с одной стороны, направлять любого человека на основании малейшего подозрения на наркотическое опьянение сразу и без «продувания» на медицинское освидетельствование — и при этом автоинспекторы для «упрощения» процедуры не будут обязаны составлять протокол об отстранении водителя от управления машиной и фиксировать косвенные признаки опьянения. Это означает, что вы потеряете массу времени и при этом потом никак не сможете отстоять свои права в суде: протокола нет — значит, и проблемы не было. «Коррупционноемкость» меры очевидна, ее непопулярность — тоже; неужели властям так нужно «потрафить» ГИБДД, и им настолько не важно мнение миллионов россиян?

Еще более интересно предложение о балльной системе, ведущей к лишению прав. Она, напомню, существовала в СССР, на опыт которого сейчас принято ссылаться, но была отменена как антиконституционная после принятия в 1993 году действующей и поныне Конституции России, так как сочетала несколько наказаний (штраф, начисление баллов и лишение прав по совокупности деяний), что противозаконно. При этом в Советском Союзе баллы (знаменитые «проколы») делались лишь за несколько нарушений, крайне опасных для участников дорожного движения (в первую очередь за значительное превышение скорости и проезд перекрестков на запрещающий сигнал светофора). Сейчас в список предлагают добавить, например, заезд за стоп-линию; выезд на перекресток, на котором образовался затор; непристегнутый ремень, поворот не из своей полосы или невключение поворотника; движение по обочине; выезд на выделенную полосу, остановку или стоянку в не отведенных для этого местах — и это еще не полный список.

Само собой разумеется, возникают почти безграничные возможности для коррупции — тем более что большинство из обозначенного в той же Европе или Штатах вообще никак на праве управлять автомобилем не отражается (водитель просто платит штраф за неправильную стоянку — более того, штраф приходит собственнику автомобиля, а не тому, кто в данный момент был за рулем). Можно предположить, что «обмен денег на услуги по неначислению баллов» станет важнейшим источником доходов работников патрульно-постовых служб.

Обсуждение новых мер происходит с соблюдением лучших правил конспирации. На днях в Думе прошло обсуждение КоАП, на котором предполагалась оценка мер по предупреждению правонарушений на транспорте и в области дорожного движения (хотя, как подчеркнул депутат Д.Гудков, «пока эти поправки никак не были отражены в текущей редакции нового КоАП, которая была опубликована на сайте Госдумы», и он выразил надежду, что «их не протащат втихую ко второму чтению, без резонансного обсуждения с автомобилистами), но неожиданно — видимо, из-за излишнего внимания прессы — в центре внимания оказались чисто формальные вопросы.

Никто не спорит, что в России существует серьезная проблема с безопасностью дорожного движения. Однако как человеку, живущему не только в России, мне кажется, что «лихое вождение» — далеко не самая значимая причина проблем на наших дорогах. В той же Германии, где на автобанах сотни машин движутся на скорости до 150–160 км/час, происходят считаные происшествия — во многом просто потому, что дороги в Европе или Америке несопоставимы по качеству с российскими. За последние годы россияне приобрели более десятка миллионов автомобилей, и автомобилизация в крупных городах (да и в целом в центральной части Европейской России) стала сопоставимой с той, которая наблюдается во многих странах Европы. В то же время, однако, по протяженности сети автомагистралей (796 км) в расчете на 1000 машин Россия отстает от Польши в 7,2 раза, от Германии и Голландии — в 16–17 раз, от Испании — в 40 раз (про США я и не говорю).

Еще раз повторю: я даже не сравниваю качество наших и европейских дорог (на российских очень часто даже трезвый и опытный водитель не справится с управлением автомобилем) — хочу только обратить внимание на то, что на фоне повышения штрафов за нарушения ПДД Росавтодор сообщил гражданам, что новых дорог в стране в 2016 году строить вообще не будут (мост в Крым — не в счет). А для тех, кому политика властей в отношении российских автомобилистов еще нравится, припасено полуторакратное повышение акциза на бензин (с 1 апреля) и, возможно, на автомобильные шины. Видимо, отказ от замены резины считается в России не столь угрожающим безопасности движения, как неправильная парковка.

На мой взгляд, в период любых испытаний (а продолжающийся в России экономический кризис — это существенный вызов для общества) власти стоит проявлять особую аккуратность в отношении любых мер, которые могут подорвать общественное доверие. Повышение налогов, ужесточение регулятивных мер, введение новых сборов или любая иная демонстрация «могущества» власти — верный путь к провоцированию социального конфликта. Поэтому, мне кажется, нужно хотя бы на время преодолеть желание «закручивать гайки» — как бы ни хотелось обратного «радетелям прав автомобилистов» в Думе или «широким массам» дорожных инспекторов. Ни в одном обществе их не больше, чем обычных граждан. И даже чем граждан с водительскими правами в кармане…



Партнеры