Океанологи констатировали "конец света" в районе Гренландии

"Вода провалилась, как Ниагарский водопад"

Сколько ни бороздят корабли просторы Мирового океана, а он по-прежнему остается для нас неразрешенной загадкой. Изучая морскую пучину, американские исследователи пришли к неутешительным выводам. И движение планет в Солнечной системе, и скорость таяния «полярных шапок» — все-все, по их мнению, указывает на то, что лет эдак через 100 уровень Мирового океана поднимется на два метра, сметая на своем пути страны и континенты.

Что о такой перспективе думают в Институте океанологии РАН? Там, что называется, тоже не дремлют. В ходе своих экспедиций в разные части Мирового океана ученые измеряют температуру, соленость, содержание кислорода и биогенных элементов в морской воде. От поверхности до дна, от берега до берега — такое правило у российских океанологов. На основании полученных данных рассчитывается перенос воды и тепла, выясняется воздействие океана на климатические изменения, которые влияют не только на прогноз погоды, на будущее планеты.

На наши вопросы отвечает замдиректора института, доктор географических наук Алексей СОКОВ.

"Вода провалилась, как Ниагарский водопад"
Фото: Александр Понаморев

— Алексей Валентинович, первым делом хотелось бы узнать, сколько в институте научно-исследовательских судов?

— На сегодняшний день — четыре больших судна: «Академик Иоффе», «Академик Вавилов», «Келдыш» и «Штокман». В середине 80-х годов было 12.

— Куда же они подевались?

— Любое судно изнашивается и нуждается в ремонте, а он требует определенного финансирования. Регистровый ремонт (аналог автомобильного ТО) проводится раз в год. Каждый последующий, соответственно, дороже предыдущего. На все это нужны деньги, а их катастрофически не хватает.

При хорошем уходе судно может служить 50–60 лет, хотя чем оно старее, тем больше в него нужно вкладываться. Канада, например, не экономит на этом — там суда плавают-ходят по 60 лет; в России «пенсионный» возраст — 30.

Несем расходы за содержание «у стенки»: судно ведь не всегда находится в море. За причал, электроэнергию, водоснабжение, вывоз мусора — за все необходимо платить. Даже за погонные метры корабля. В нашей стране это «корабельное» ЖКХ, как нетрудно догадаться, не самое дешевое в мире.

Фото: Александр Понаморев

— Во сколько же обходится содержание?

— В открытом море — в среднем 600 тыс. рублей в сутки, у причала — около 100 тыс. Большие корабли водоизмещением по 6000 тонн, такие, как наши «Академик Иоффе» и «Академик Вавилов», — 840 тыс. рублей в сутки.

— Однако! Почему так дорого?

— Вот смета: зарплата экипажа — 145 тыс. руб. в сутки, питание — 32 тыс., медикаменты — 2 тыс., расход по бытовому обслуживанию — 11 тыс., топливо — 560 тыс. руб., смазочные материалы — 17 тыс., пресная вода — 7 тыс. руб., а еще страховка и прочее.

У «стенки», то есть у причала в Калининграде, судно длиной 120 м, — 100 тыс. в сутки. Это так называемый причальный сбор. Кроме того, судно строилось для научно-исследовательской работы в море. Поэтому определенных, и немалых, расходов требует модернизация научного оборудования, кранов, лебедок…

Все это хозяйство рано или поздно устаревает морально и физически. Вот наши суда постепенно и уходят в «отставку». Списали «Академика Курчатова», «Менделеева», «Витязя» — все это большие корабли. И маленькие: «Акванавт», «Акванавт-2», «Шельф». Сейчас от нас «уходит» небольшое научно-исследовательское судно «Рифт».

Информация к размышлению

По данным американских ученых, до 700 года н.э. уровень моря рос в среднем на 0,1 мм в год. Предполагается, что это явление было вызвано ростом температуры на Земле. С 700 по 1400 гг. высота Мирового океана, наоборот, падала примерно на 0,2 мм в год и «упала» на целых 8 см.

С 1860 г. вода в океане начала прибывать — по 0,4 мм в год. А в период с 1900 по 2000 гг. Мировой океан поднялся на 14 см. Если процесс не остановится, то примерно к 2100 г. уровень воды поднимется на 1,3 метра.

— И сколько же нашему научному флоту нужно для полного счастья?

— О финансировании в идеале даже не мечтаем. В год средне-минимально требуется 800–900 млн руб. Выделялось около 10% от этой суммы, а реально за последние два года практически ничего не выделялось.

— Как так?

— Научный флот с развалом СССР остался без присмотра. В те времена он финансировался из бюджета Минморфлота страны. Сейчас — из Российской академии наук. У нее бюджет на флот не предусматривался отдельной строкой — соответственно, не было и финансирования. Нам доставалось по остаточному принципу. Крохи!

Последние 15 лет для нашего института — это стадия выживания, отсюда и списание кораблей.

Приятное исключение — лишь нынешний год: ФАНО России выделило нам средства на ремонт и экспедиции в размере 250 млн рублей — в четыре раза больше, чем в предшествующие годы.

— Говорят, списанные суда вы иногда встречаете в океане под другими флагами?..

— Нет, это полностью исключено: по законодательству они идут только на металлолом. Специальный оценщик делает оценку, мы платим за разделку. А за сданный металл получаем деньги. Как правило, получается положительный баланс: с маленького судна — 2–3 млн руб. А «Курчатов», «Менделеев» принесли нам по 200 тыс. долларов. В 90-е годы это были огромные деньги — мы за счет них и выжили, вышли из кризиса, расплатились с долгами.

— А правда, что на своих кораблях вы «катаете» богатых иностранных туристов?

— А куда деваться? Приходится зарабатывать. Да, официально, через Росимущество, зарегистрирован фрахт на «Иоффе» и «Вавилове», ходим с экологическими туристами: Гренландия — в Северном полушарии, Антарктида — в Южном. Фрахт позволяет нам ремонтировать суда, платить за содержание, кое-что остается на научную деятельность, и даже удается поддерживать другие суда. Попутно выполняем заказы Роснефти, ЛУКОЙЛа, других компаний.

Научно-исследовательское судно Института океанологии «Академик Иоффе». Фото: Александр Понаморев

— Сколько ваши плавсредства стоят «у стенки», сколько возят туристов, а сколько занимаются наукой, изучением океана?

— В среднем ремонтируемся один месяц в год, под фрахтом 170 суток, 100 суток — наука.

Информация к размышлению

Предполагается, что изменение климата вызвано техногенной деятельностью человека, парниковым эффектом, который создают чадящие на Земле заводы и фабрики. Но, судя по тому, как власти разных стран бдительно отслеживают цены на нефть и с прискорбием сообщают о снижении потребления энергоносителей на планете, сокращать выбросы углекислого газа в атмосферу никто не собирается. Одно дело — декларации экологов, другое — прибыль от энергоносителей, новые и новые скважины.

— Если бы фрахта не было, все бы «бросили» на изучение океана?

— 330 суток работали бы в море. Но к этому режиму уже приноровились. Составляем график движения судов таким образом, чтобы не было «холостых ходов», летаем за судном. Получается экономия. Допустим, закончив свой рейс у берегов Южной Аргентины, ученые улетают в Москву. На борт поднимаются туристы, чтобы пройти до Антарктиды и обратно через пролив Дрейка.

Вместе с ними садится и небольшая группа наших океанологов, прилетевших из Москвы. Пока туристы наслаждаются дикими красотами и морской романтикой, ученые исследуют Антарктическое циркумполярное течение в проливе Дрейка. За сезон совершаем 10–12 таких пересечений течения с измерениями на каждом из двух судов. Полностью за счет экологических туристов.

— Говорят, с точки зрения штормов этот пролив — самый опасный в мире?

— Люди хотят адреналина, и они его получают. Бывает, из-за штормов выбивает иллюминаторы. Туристы визжат от восторга и ужаса. Если перефразировать поэта, то можно сказать, что, наверное, в буре есть покой…

Таким образом, больше 10 раз за сезон мониторим циркумполярное течение. На ходу судна измеряем скорость течения от поверхности до 2 км в глубину, температуру, соленость…

— Чем вызвано такое пристальное внимание к проливу Дрейка, что его так уж бороздите?

— Это ключевой район Мирового океана, самое мощное течение вокруг Антарктиды. Здесь происходит водообмен между Тихим и Атлантическим океанами, осуществляются переносы тепла и воды, формирующие всю климатическую систему Земли. Перенос воды здесь составляет около 100 свердрупов.

— А если по-русски?

— Один свердруп — это 106 кубических метров в воды в секунду. Все реки земного шара, вместе взятые, — Амазонка, Волга, Енисей и даже какая-нибудь балашихинская Пехорка — дают около 1,5 свердрупов…

У нас накопилась уникальная информация по этому региону, целый ряд данных за 15 лет наблюдений. Два судна по дважды в год пересекают пролив Дрейка по 10–12 раз за сезон. Таких данных больше нет нигде в мире.

— Раз так, то, имея подобную информацию, Россия должна выдавать самые точные в мире прогнозы погоды! Но этого не наблюдается, особенно в нынешнем году...

— Сегодня в океане не ведется изучения атмосферы. Раньше каждое судно в море по 4 раза в сутки со своей метеостанции сообщало в центры данных состояние атмосферы в районе плавания. Система оповещения разрушена — данные никуда не передаются. Теперь пользуются математическими моделями.

— Трудно передать? Или они поржавели, эти метеостанции?

— Метеостанции в полном порядке, мы используем их в своих исследованиях. Никто не запрашивает — нет прежней системы сбора информации. Составляются математические модели — они рисуют нам, допустим, приближение циклона. А в океане на самом деле его и близко нет.

Если со всего океана не приходят данные о состоянии атмосферы, то как можно точно и достоверно нарисовать модель? Это мое мнение.

— Американские ученые сообщают о стремительном повышении уровня Мирового океана, о том, что вот-вот начнутся природные катаклизмы. У вас есть такие результаты?

— Непростой вопрос. Все это было. И Всемирный потоп был, и глобальное похолодание. Когда-то в Гренландии паслись овцы, а сейчас там вечные ледники…

За почти 60 лет — с 1958 года — инструментальных наблюдений на разрезе по 60-му градусу широты в Северной Атлантике какого-то устойчивого тренда не зафиксировано. Гольфстрим не останавливается и не ускоряется. Наши приборы обеспечивают точность измерений до тысячных долей градуса, измерения характеристик воды проводятся от берега до берега и от поверхности до дна. Есть «маятник» с периодом колебания в 10–12 лет. Но тренда нет.

Океанологический глубинный зонд, который измеряет все характеристики морской пучины. Фото: Александр Понаморев

Природу изучать надо, а мы объемы исследований сокращаем… Кстати, не только Россия, но и весь мир.

В 80–90-е годы прошлого столетия по инициативе крупнейшего американского океанолога Карла Вунша был проведен глобальный научный эксперимент по изучению циркуляции Мирового океана, в нем были задействованы многие страны мира. 10 лет ушло на подготовку, 15 — на выполнение. В результате изменились наши представления о Мировом океане, были сделаны колоссальные открытия. Прежде всего была обнаружена большая изменчивость глубинных слоев океана, которые раньше считались неподвижными и неизменными.

Так вот, Карл Вунш считает, что исследовать климатические изменения в Мировом океане можно только в рамках долгосрочных международных программ, поскольку необходимы долгосрочные высокоточные измерения в очень больших объемах. Это нужно для полноценного описания такой сложной системы, как Мировой океан.

— Что-нибудь из последнего расскажете?

— По 60-му градусу северной широты в этом году в районе Гренландии нами зафиксирована глубокая зимняя конвекция. Это очень быстрое опускание поверхностных вод, в нашем случае — до глубины 1300–1400 метров. Вода провалилась, как Ниагарский водопад. Это произошло очень быстро. Наши биологи в пробах на большой глубине обнаружили еще живой планктон, который на таких глубинах без света жить не может.

— Может, это конец света?..

— Для тех организмов — да. Они погибнут без света и кислорода. Важно то, что это произошло очень быстро. Для нас же с вами важно, что мы получили новые знания о том, как быстро климатический сигнал с поверхности может проникать на большие глубины. Как огромные объемы воды с определенными характеристиками опускаются в глубину и перераспределяют таким образом тепло. Это говорит о том, что при расчетах изменений температуры важно учитывать температуру не только поверхности океана, но и его глубинных слоев. А такие знания, по-моему, только отдаляют конец света от нас. Не надо вообще о нем говорить — надо работать по его предотвращению.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27067 от 30 марта 2016

Заголовок в газете: В российской науке наступил круиз

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру