Где сядешь, там и слезешь: будущее авиахулиганов в России

Почему правонарушители чувствуют свою безнаказанность в российских самолетах

Отечественные авиаперевозчики бьют тревогу: в последнее время случаи дебошей во время полета беспрецедентно участились, ставя под угрозу безопасность пассажиров и экипажа. Мало кто задумывается, насколько опасны такие эксцессы в салонах самолетов. Между тем существующих законодательных норм явно недостаточно для привлечения воздушных дебоширов к ответственности.

Почему правонарушители чувствуют свою безнаказанность в российских самолетах

За примерами далеко ходить не надо. 15 июня москвич 1979 года рождения перебрал спиртных напитков на борту лайнера Москва – Тунис, вылетевшего из аэропорта Шереметьево. Мужчина вел себя крайне разнузданно, оскорблял членов экипажа, в результате чего его пришлось снимать с рейса.

Несколькими днями ранее, 10 июня, пьяные выходки пассажира стали причиной экстренной посадки в аэропорту Екатеринбурга самолета А330 авиакомпании «Аэрофлот», следовавшего в Москву из Южно-Сахалинска. Пассажир конфликтовал с окружающими и ударил бортпроводника, в итоге капитан принял решение срочно сажать воздушное судно. В Соединенных Штатах уже за одно это его могли бы посадить на 20 лет в тюрьму, а во Франции – оштрафовали бы сразу на 150 000 евро! У нас же представлявшего явную угрозу нарушителя привлекли лишь к административной ответственности. Позже дебошир заявлял, что всего лишь немного выпил в бизнес-классе и ничего не помнит. 31 мая «Аэрофлот» вынужден был задержать в Шереметьево свой самолет в Стамбул по причине неадекватных действий нетрезвого пассажира. И вновь - административная ответственность, то есть небольшой штраф.

Таким образом, только за последнее десятилетие было зарегистрировано порядка трех тысяч пассажиров, нарушивших правила поведения на борту воздушного судна. Причем около пятидесяти из них вели себя крайне грубо: угрожали и нападали без разбора не только на других пассажиров, но и на членов экипажа. Восемь раз за девять лет капитанам лайнеров приходилось запрашивать вынужденную посадку из-за чрезмерно агрессивного поведения дебоширов. Более чем пяти тысячам пассажиров отказали в перевозке вследствие нарушения ими правил поведения еще до взлета. И такие удручающие происшествия случаются в последнее время все чаще.

Весомой причиной столь плачевной статистики служит по-матерински мягкое отечественное законодательство (в 97% случаев нарушений и вовсе выносится лишь устное предупреждение) и отсутствие «черных списков», принятых в других странах.

«На рейсах зарубежных перевозчиков тоже дебоширят, но реже, потому что наказание там гораздо строже. Американское законодательство, например, весьма сурово: штраф от $10 тыс. налагается за угрозы, шантаж членов экипажа на борту во время полета, за беспокойное поведение в результате алкогольного опьянения, а также за невыполнение указаний члена экипажа по обеспечению безопасности полета. Штраф за нарушение правил безопасности полета на борту японских авиакомпаний составит $4,8 тыс. Согласитесь, после таких санкций человек как следует задумается, прежде чем начать хулиганить», – комментирует ситуацию генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев.

Несмотря на то, что «Аэрофлот» уже давно разработал и принял свою «Политику авиакомпании по противодействию правонарушениям на борту воздушного судна», общие подвижки все еще мало заметны: отсутствие самоконтроля у отдельных пассажиров и незначительные штрафные санкции, действующие на территории Российской Федерации, увы, тормозят процесс.

«Возникшая на борту свалка способна сбить самолет с курса, привести к повреждению кресел, а если пострадают иллюминаторы, то это грозит уже разгерметизацией салона. Нередко пьяные ломятся в кабину пилотов. Поэтому дебош на борту — это далеко не мелкое хулиганство, это реальная угроза безопасности полета», — подчеркивает Виталий Савельев.

Но в России, к сожалению, до сих пор руководствуются благодушным «понять и простить» относительно воздушных буянов и меры к ним применяются довольно щадящие. Например, согласно пункту 6 статьи 11.17 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) «Невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна», дебоширам грозит штраф до пяти тысяч рублей или полумифический административный арест до пятнадцати суток.

Что касается «черных списков», то у нас такое не принято, и тот же «Аэрофлот» может вести лишь условный реестр хулиганов на своих рейсах, не имея законодательного права отказать им впредь в перелете. В то время как во многих странах скандалисты на борту имеют все шансы попасть в «черный список» на 5 лет или даже навсегда (в случае агрессивного поведения на рейсах British Airways пассажиру присваивается пожизненный статус «no fly» — лицо, не подлежащее перевозке. Больше он никогда не сможет воспользоваться услугами этой авиакомпании). А серьезные правонарушения и вмешательство в работу членов экипажа караются тюремными сроками.

Давно назрела необходимость привести законодательство России по этой проблеме в соответствие с нормами международного права, обеспечив наказание безобразничающим в небе гражданам соразмерно степени опасности их правонарушения. Но пока что отечественные законы вообще не считают правонарушением такие выходки, как создание помех, препятствующих работе оборудования авиалайнера в штатном режиме, создание паники среди пассажиров и провокационные устрашающие заявления, отказ прекратить действия, несущие угрозу безопасности полета или препятствующие выполнению членами экипажа своих служебных обязанностей

В этой связи было бы правильным на время полета приравнять членов экипажа и сотрудников авиабезопасности к лицам, находящихся при исполнении служебных обязанностей, и наказывать применение насилия в их отношении по всей строгости соответствующих статей Уголовного кодекса. Не лишним было бы и существенно увеличить штрафы для воздушных хулиганов. Сейчас в Кодексе (КоАП) фигурируют смехотворные суммы от 500 до 5000 рублей — и это за создание смертельной опасности для всех находящихся на борту своим неуравновешенным поведением. В России почему-то всегда относились чересчур сочувственно к «принявшим на грудь» соотечественникам. К примеру, за появление в общественных местах и транспорте общего пользования в состоянии опьянения в худшем случае взимается символический штраф от 500 до 1500 рублей.

С целью повысить эффективность работы с недисциплинированными пассажирами компания «Аэрофлот» безуспешно пытается донести необходимость законодательно разрешить применение членами экипажа в полете средств сдерживания особо буйных пассажиров. Для справки: в большинстве зарубежных авиакомпаний специальные ремни, а также пластиковые или металлические наручники входят в обязательные предметы полетного кейса воздушного судна наравне с аптечкой и кислородными масками. Иногда безопаснее хотя бы на время утихомирить разбушевавшегося бузотера, чем подвергать риску здоровье и жизнь членов экипажа, от которых зависит безопасность полета.

Немаловажно и скорейшее введение в российские законы разрешения на официальный учет нарушителей правил поведения (так называемые «черные списки»), в том числе с правом отказа в перевозке особо злостных дебоширов, наносящих материальный ущерб на борту воздушного судна, физически нападающих на членов экипажа и провоцирующих незапланированную посадку.

Инициативы «Аэрофлота» по противодействию нарушениям и преступлениям на самолетах гражданской авиации, с одной стороны, одобряются депутатами Государственной Думы, а с другой — годами лежат без движения и не получают дальнейшего серьезного развития, способного изменить общую картину с «неадекватами» в небе. В результате «Аэрофлот», недавно получивший четыре звезды Skytrax — международного сертификата отменного качества обслуживания пассажиров, вслед за ведущими мировыми авиакомпаниями Lufthansa, British Airways, Air France-KLM, Emirates, — пока уступает западным компаниям, в силу невозможности обеспечения должного порядка на борту на законодательном уровне.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру