Алексей Косыгин и конопля: феномен советского премьер-министра

В молодые годы он занимался льном и коноплей, а также организовывал первые золотодобывающие концессии

Росархив продолжил цикл своих историко-документальных выставок, посвященных «первым лицам» СССР. Уже были «раскрыты» в экспозиционных залах Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов... Теперь очередь дошла до Алексея Николаевича Косыгина – пожалуй, самой однозначной фигуры в числе высших руководителей страны, человека, который стремился вытягивать страну, качество жизни ее населения на достойный уровень хозяйствования и быта.

С 16 ноября в залах Фонда культуры «Екатерина» открывается выставка «Феномен Косыгина».

В молодые годы он занимался льном и коноплей, а также организовывал первые золотодобывающие концессии
Портрет Алексея Косыгина

Формально он был все-таки «вторым человеком в стране», занимая пост премьер-министра – председателя союзного Совмина. Однако миллионы советских людей в конце 1960-х – 1970-е гг. именно Косыгина считали главным преобразователем и «улучшателем» жизни в стране. А кроме того он ведь был в представлении широких масс граждан Союза «человеком без минусов», чем выгодно отличался от большинства тогдашних партийных и хозяйственных начальников высшего эшелона.

Это мнение – про «человека без минусов», пожалуй лишь укрепляется, когда познакомишься с экспозицией нынешней выставки.

«По натуре он был лидером, обладающим тонким чувством оценки ситуации. Косыгин сочетал в себе гибкость и умение занять принципиальную, однозначную позицию. Часто эта позиция оказывалась верной относительно окружающих его людей, событий и обстоятельств. Эти свойства помогали ему успешно отстаивать то, что он считал верным, на том или ином временном отрезке истории нашей страны.» – Так вспоминают Алексея Николаевича его внуки – Алексей и Татьяна.

Конечно, в жизни Косыгина не обошлось без изрядной доли везения. Он занимал весомые и очень весомые должности в высших правительственных структурах Страны Советов 40 лет, стал в предвоенном 1939-м самым молодым наркомом, – разве не любимчик Госпожи Удачи?! И разве ж это не супер-везение: быть в те суровые сталинские 1930-е, 1940-е, 1950-е «в верхах» и не угодить в жернова репрессий?!

В данном случае судьба помогла достойному. – Человеку, который, став «главным хозяйственником страны», помог ей достичь многих успехов даже на международном уровне, а главное – в улучшении, совершенствовании бытовой жизни людей.

Судите сами, во времена «премьерства» Косыгина и во многом благодаря его инициативе и настойчивости в СССР:

рабочие и служащие перешли на 5-дневную рабочую неделю,

появилась четкая система ежеквартальных премий и «тринадцатых зарплат»,

активно развивалась структура домов отдыха, санаториев, турбаз, пансионатов,

в магазинах заметно увеличился ассортимент товаров,

появилось цветное телевидение и увеличилось количество транслируемых каналов...

Обо всем этом можно узнать, побывав в залах нынешней выставки. Правда, жаждущим «исторических разоблачений» и «неизвестных фактов биографии» здесь особо «поживиться» нечем. Хотя корреспонденту «МК» открылось несколько любопытных моментов.

Вот, например, анкета-заявление, заполненная в 1922 году молодым Алексеем Косыгиным при поступлении на учебу в Петроградский кооперативный техникум. Из нее можно узнать, что будущий премьер-министр просил зачислить его на 2-й курс льно-пенькового отделения. Значит, он стал в итоге большим специалистом по части выращивания и переработки конопли, из волокон которой и которой и получается грубое прядильное волокно – пенька.

Еще один «штрих» из косыгинской биографии – его участие в том знаменитом заседании Президиума ЦК КПСС в октябре 1964-го, когда снимали с должности Хрущёва. Можно легко представить себе, как нелегко было работать Косыгину (он занимал тогда руководящие должности в Госплане СССР, потом стал заместителем Председателя Совета Министров СССР...) с взбалмошным, импульсивным, непредсказуемым «хозяином». И при обсуждении судьбы Никиты Сергеевича Косыгин не стал скрывать своих эмоций, это ощущается даже в сухих строчках официального протокола заседания. Этот документ демонстрируется на одном из стендов, так что любой может прочитать:

«Т. Косыгин удовлетворен ходом обсуждения: «Линия правильная. … Полумерами не удастся решить. Стиль т. Хрущёва – не ленинский. XXII съезд – два доклада на себя взял. Пленумы – сам все делает. Все сам, все сам. Письма льстивые рассылаете, а критических нет. [Обращаясь к Хрущёву:] Противопоставили себя Президиуму ЦК и ЦК. Ни с кем не считаетесь. Интриговали. Власть на вас давит. Вас освободить [надо] от всех постов.»

А вот эпизод «боевой». Оказывается, во время официального визита в Канаду в 1971 году на Косыгина было совершено нападение. Как объяснил один из охранников советского премьера, во то время, как Алексей Николаевич и премьер-министр Канады Пьер Трюдо шли по улице Торонто, приветствуемые толпой горожан, вдруг откуда-то выскочил молодой мужчина и кинулся на высокопоставленного гостя из России. То ли он хотел ударить Косыгина, то ли сбить его с ног... Однако затея не удалась, парень промахнулся и лишь вскользь задел Алексея Николаевича. А уже в следующее мгновение сработала охрана, схватив нападающего. Выяснилось, что это выходец из семьи венгерских эмигрантов, член какой-то малочисленной политической партии, который таким нападением хотел привлечь внимание к своим политическим взглядам. После этого одна из канадских газет написала, что «нынешний визит Алексея Косыгина в Канаду непредвиденно испорчен уличными инцидентами».

В 1971 году в Канаде с капитаном хоккейного клуба "Монреаль Канадиенз" Анри Ришаром

На выставочных стендах представлено немало «бытовых» документов. Вчитавшись в них обнаруживаешь вдруг явную перекличку с днями сегодняшними. Те давние указы, протоколы совещаний «в верхах», обращения и письма простых граждан как-то очень ярко высвечивают нынешние наши обстоятельства.

Но вначале давайте про обращения. Вот красноречивые статистические данные, приведенные в одной из служебных записок, подготовленных для Косыгина: «Справка по заявлениям и жалобам трудящихся, поступившим на Ваше имя за апрель 1954 г. За указанный период поступило всего 279 писем, в том числе:

о предоставлении жилплощади и улучшении жилищных условий – 80;

о недостатках в работе предприятий и учреждений и жалобы на действие руководителей учреждений и предприятий – 16;

об устройстве на работу, восстановлении на работе и переводе на другую работу – 53;

о назначении и восстановлении выплаты пенсий – 23;…

о выделении мотоколясок для инвалидов – 1;…

об оказании помощи в получении алиментов – 2,...

об оказании помощи в получении приусадебного участка – 4...»

Из Постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары»: «...Одновременно с проведением денежной реформы, то есть с 16 декабря 1947 года отменить карточную систему снабжения продовольственными и промышленными товарами, отменить высокие цены по коммерческой торговле и ввести единые сниженные государственные розничные цены на продовольствие и промтовары. При установлении единых розничных государственных цен … исходить из следующего: на муку и хлеб снизить цены в среднем на 12% против ныне действующих пайковых цен; на крупу и макароны снизить цены в среднем на 10%; на мясо, рыбу, жиры. Сахар, кондитерские изделия, соль, картофель и овощи сохранить цены на уровне действующих пайковых цен; … на ткани, обувь, одежду, трикотажные изделия … установить новые цены на уровне в 3,2 раза ниже коммерческих цен; на табачные изделия и спички сохранить цены на уровне действующих пайковых цен; на пиво снизить цены в среднем на 10% против ныне действующих цен; на водку и вино сохранить ныне действующие цены...»

Что предшествовало таким денежными новациями правительства? Ведь слухи о грядущей отмене старых денег в народ просочились, и тем, кто что-то успел скопить на черный день, надо было как-то употребить «заначку», пока эти капиталы не пошли прахом. – О возникшем ажиотаже можно узнать например, из докладной записки А. Н. Косыгина на имя И. В. Сталина о торговле промышленными товарами в магазинах в конце ноября 1947 года. «По сообщениям Министерства торговли СССР за последние дни резко увеличился спрос населения на все промышленные товары в коммерческих магазинах Москвы и Ленинграда, а также в других городах. Особенно возрос спрос на ткани, швейные изделия, обувь, трикотажные изделия, меха, изделия из серебра и золота, хрусталь, фарфор, швейные машины, велосипеды, мотоциклы, ковры и другие дорогие товары...»

А вот что докладывали Косыгину о работе продовольственных магазинов уже после наступления «дня Х», 18 декабря 1947-го на примере Краснопресненском района столицы: «Во всех магазинах уменьшились очереди. Покупатели ведут себя спокойно. … Чувствуется уважение к новому советскому рублю. В магазине №6 кассирша недодала 10 коп., покупательница заявила: «Вы мне недодали 10 копеек, деньги теперь дорогие, их надо беречь.» … Совершенно нет в продаже гречневой крупы и папирос высших сортов. В каждом магазине имеется картофель, но его не покупают...»

В немалой степени именно А. Н. Косыгин поспособствовал улучшению финансового положения советских тружеников сельского хозяйства. Постановлением ЦК КПСС и Совмина от 16 мая 1966 года колхозам было рекомендовано «ввести с 1 июля 1966 г. гарантированную оплату труда колхозников (деньгами и натурой)» и «производить расчеты с колхозниками по гарантированной оплате труда деньгами не реже одного раза в месяц и натурой в соответствии со сроками получения продукции».

В походе по Кавказу с президентом Финляндии

В 1971-м дошла очередь до советских пенсионеров. Постановлением Совета Министров СССР, подписанным премьером А. Н. Косыгиным 3 июня, предусматривались изменения в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пенсий. Наибольшее внимание привлекал пункт 1а: «Минимальный размер пенсии по старости – 45 рублей в месяц». Так это же мизер! – воскликнет современный читатель. А 30-35 рубликов не желаете? Ведь приблизительно такой суммой ежемесячно одаривало государство рабочих и крестьян своих тружеников-ветеранов в соответствии с постановлением, подписанным в 1956 году. Не мудрено, что старики обрадовались даже прибавленной «пятерке»-«десятке». На выставке демонстрируется одно из многочисленных благодарственных писем, отправленных Косыгину: «Я получала 39 р. пенсии. 7 июля я получила 45 руб. Прибавка даже в 6 руб. очень помогает жить. Приношу еще раз большую глубокую благодарность. А. Г. Рябчикова. Ленинград.»

Еще три года спустя решили поддержать малообеспеченные семьи. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР гласило: «Признать целесообразным ввести с 1 ноября 1974 г. пособия на детей семьям, в которых средний совокупный доход на члена семьи не превышает 50 рублей в месяц. Пособия на детей назначаются и выплачиваются в размере 12 рублей в месяц на каждого ребенка до достижения им 8-летнего возраста.» (Тут, правда, возникает вопрос: а после того, как мальчишке или девчонке «стукнуло» восемь, они что, в еде, в одежде и обуви не нуждаются? Или могут уже идти сами себе на жизнь зарабатывать? – Но «не до жиру», хоть какое-то подспорье семейному бюджету пообещали.)

И еще одна категория тех, кому без поддержки государства не прожить, – инвалиды войны (а таких в те годы было по стране несколько миллионов!). В Постановлении от 18 апреля 1975 «О дополнительных льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих» указано: «Предоставить инвалидам Отечественной войны скидку в размере 50% с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией. Установить, что инвалидам Отечественной войны лекарства по рецептам врачей отпускаются бесплатно. Предоставить всем инвалидам Отечественной войны право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси).»

Управлять хозяйством огромной страны и в те советские годы приходилось порой в «ручном режиме». Очень часто эту роль вынужден был выполнять Косыгин. К нему, как к последней надежде, обращались руководители предприятий и организаций, отдельные граждане. «Калибр» проблем – очень разный.

Из письма директора Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных Е. Гнесиной (1946 г.): «Очень прошу Вашего распоряжения о срочном включении в Госплан РСФСР нашего заказа на необходимую нам мебель и ткани, чтобы нас успели включить в план 2-го квартала.» (На письме – резолюция Косыгина: «Просьбу удовлетворить».)

А вот письмо от заведующей детским садом №2 в г. Великие Луки, отправленной 16 мая 1948 года: «Уважаемый т. Косыгин. После восьмимесячной переписки в мае я получила 30 скатертей, а в январе получила 100 м тюля. Очень благодарю Вас за оказанное внимание нашему детскому саду.»

Отдельные залы посвящены международной политической деятельности А. Н. Косыгина. – На стендах стенограммы выступлений, протоколы переговоров, официальные письма... Алексей Николаевич очень часто встречался с лидерами других стран – Англии, США, Франции, Западной Германии, Вьетнама, Индии... В 1969-м именно его «якобы случайный» визит в Пекин по дороге из Вьетнама в Союз и встреча с одним из китайских лидеров помогли начать урегулирование разгоравшегося пограничного конфликта между двумя странами.

Впрочем, дела международные – это для любителей внешней политики. Зато залы, где представлены документы и фотографии. Рассказывающие о личной биографии Косыгина, о его семье, наверняка вызовут куда больше интереса у простых посетителей выставки. Любопытно будет узнать. Например, что после окончания техникума его выпускник Алексей Косыгин был направлен в далекую Сибирь – сперва специалистом по разведению льна, а потом кооператором. Алексей Николаевич стал одним из тех, кто создавал первые в сибирской глухомани совместные концессионные предприятия по добыче золота. Разработки драгоценного металла здесь велись совместно с англичанами.

Отдельный зал посвящен Великой Отечественной. В начале ее Косыгин в качестве заместителя председателя Совета по эвакуации занимался отправкой в тыл предприятий, населения, материально-технических ресурсов из районов, которым угрожала оккупация. Позднее, когда обострилась обстановка в Ленинграде, умелого «хозяйственника» направили туда, чтобы помочь решать вопросы эвакуации, продовольственного обеспечения. Благодаря настойчивости Косыгина уже в начале 1942-го заработала ледовая «Дорога жизни» через Ладожское озеро, позднее Алексей Николаевич помог организовать строительство трубопровода по дну озера для подачи в блокадный город горючего.

Главной задачей было, конечно, вывезти как можно больше невоюющих людей из осажденного города. Благодаря регулярно отправлявшимся тогда из северной столицы сводок по состоянию дел с эвакуацией можно узнать, например, что за первые три с половиной месяца 1942 года из Ленинграда вывезена была почти 551 тысяча человек – в том числе членов семей военнослужащих – 81870 человек, детей – 12639 человек, студентов, научных работников. Профессорско-преподавательского состава с семьями – 37877 человек, инвалидов отечественной войны – 7143, раненных красноармейцев – 35713 и даже такая категория: заключенных – 1150 человек.

В дальнейшем Алексею Николаевичу приходилось заниматься и другими «околовоенными» вопросами. Летом 1943-го Косыгин направил докладную записку о необходимости строительства танкодромов и дорог для отправки вновь изготовленных танков на полевые испытания. А незадолго до победы он направил на имя Сталина докладную записку с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении государственной помощи семьям погибших воинов и инвалидам войны.

Выставка «Феномен Косыгина» открыта до 28 февраля 2017 года по адресу: ул. Кузнецкий Мост, 21/5, подъезд№8. Выставочный зал Фонда культуры «Екатерина».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру