Роспотребнадзор огорошил потребителей: наказать магазин теперь почти невозможно

Внеплановые проверки торговых заведений по жалобам покупателей уйдут в прошлое

Спасение покупающих – дело рук самих покупающих. Это не просто лозунг, а новая модель поведения, которую нам с вами на Новый год подарил Роспотребнадзор. С первого января 2017 года ведомство будет работать с жалобами потребителей по новым правилам. Если вас обманули (отравили, продали просрочку) в магазине или ресторане, вы больше не сможете пожаловаться напрямую в Роспотребнадзор, чтоб тот внезапно нагрянул и покарал. Сначала – претензия злодею-продавцу. И уж только потом (если не помрете в инфекционном отделении) – добро пожаловать к чиновникам.

Внеплановые проверки торговых заведений по жалобам покупателей уйдут в прошлое

До сегодняшнего дня внеплановых проверок Роспотребнадзора боялись как огня. Причем инициировать ее было совсем несложно — достаточно написать жалобу санитарным врачам. Хоть путаную, хоть с грамматическими ошибками. Даже отправленная по электронной почте петиция без подписи могла считаться полноценным основанием для проверки. Главным - по старым правилам — был сам факт продажи просроченного продукта или оказание некачественных услуг.

Однако с нового года наказать нерадивых торговцев больше не удастся. Улетучится главный принцип внеплановых проверок – внезапность. По новым правилам чиновники начнут защищать потребителя только после того, как убедятся, что тот уже пытался отстоять свои права самостоятельно. Для начала обиженный гражданин будет обязан написать претензию продавцу. Тот петицию примет и станет долго и нудно рассматривать (по общем правилам – целых 10 дней). Только если обидчик на требования потребителя ответит отказом или вовсе их проигнорирует, можно будет идти с жалобой в Роспотребнадзор. А чтобы чиновники были уверены, что им есть смысл срываться с насиженных мест и отправляться в рейд, к жалобе придется приложить ту самую претензию к продавцу и ответ на нее (если таковой, конечно, имеется).

Юристы от этой новеллы, мягко говоря, в шоке.

Во-первых, любой торговец, получив претензию, разумеется, встретит ревизоров во всеоружии. Уберет с полок всю просрочку, выгонят тараканов и натрут до блеска полы. В результате штрафовать окажется некого и не за что. Потребитель со всеми своими претензиями и жалобами останется в дураках.

Во-вторых, смысл жалоб в Роспотребнадзор будет потерян полностью, так как процедура их подачи станет копией процедуры направления иска в суд. Для этого ведь тоже сначала необходимо соблюсти досудебные претензионные формальности, и только потом отправляться к служителям Фемиды. Только последние хотя бы взыскивают с обидчика в пользу потребителя ущерб и моральный вред. А в Роспотребнадзор тогда идти зачем?

Есть и еще один важный момент, на который обращают внимание юристы. Подготовленный к визиту ревизоров продавец, наверняка, получит от Роспотребнадзора заключение, что проверка по жалобе гражданина проведена и нарушений не выявлено. Что же будет, если этот разгневанный гражданин решит воевать дальше и отправится в суд? Продавец сам явится на заседание и с радостью предъявит спасительную резолюцию от чиновников. Результат – полное поражение потребителя и ощущение себя дураком в квадрате.

Рады ли в самом ведомстве от превращения из грозы бракоделов в английскую королеву – вряд ли. Во всяком случае, в обращении к потребителям, которое опубликовано на сайте Роспотребнадзора, чиновники будто бы сами оправдываются и кивают в сторону Охотного ряда. Мол, это в Госдуме виноваты, приняли злополучные поправки закон «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении госконтроля», которые и делают обязательным претензионный порядок. Однако даже при всех трудностях перевода с номенклатурного на человечий суть очевидна: это всё теперь о бизнесе. Его будут защищать. Нас с вами – нет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27275 от 9 декабря 2016

Заголовок в газете: Сдайте жалобную книгу!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру