Зоозащитники устроили бучу в Госдуме: «Садист с адвокатом все докажет»

Эксперты раскритиковали законопроект о жестоком обращении с животными

На круглом столе в Госдуме зоозащитники жестко раскритиковали принятую недавно в первом чтении новую редакцию статьи 245 Уголовного кодекса, карающей за жестокое обращение с животными. Если текст не переписать, то судить догхантеров и коммунальщиков, замуровывающих в подвалах кошек или отстреливающих собак в присутствии детей, будет нельзя, считают активисты.

Эксперты раскритиковали законопроект о жестоком обращении с животными

Глава Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов («ЕР»), открывая мероприятие, признал: «Живодерство стало эпидемией». По его словам, представители МВД так объяснили депутатам, почему действующая статья 245 УК («Жестокое обращение с животными») фактически не применяется: «У дознавателей и шапку украли, и кота убили, и, конечно, они будут шапку искать, потому что считают, что это важнее, так они воспитаны».

Авторы законопроекта (группа депутатов из всех фракций) предлагают перевести живодерство в категорию преступлений средней тяжести — для этого надо поднять верхнюю планку лишения свободы до 5 лет. Но и в нынешнем виде УК вдруг начинает работать, а дела возбуждаются, «когда напишешь депутатский запрос», заметил г-н Бурматов, так что «дело не только в формулировках».

Виктор Ханыков (НИИ психиатрии) доложил, что в ФБР и Скотланд-Ярде давно пришли к выводу, что 60% будущих серийных убийц в детстве обнаруживали специфическую жестокость по отношению к животным. А по данным нашего Института психиатрии им. Сербского, 85% подростков, проявивших жестокость по отношению к людям, ранее проявляли ее по отношению к животным: авторы исследования предлагали снизить возраст наступления уголовной ответственности по статье 245 с 16 лет до 14. Сейчас же среди живодеров много 10–11-летних детей, а их родителям грозит лишь административный штраф в 500 рублей.

Член Экспертной комиссии по экологической политике Мосгордумы Елена Иванова сообщила: активисты подготовили предложения по доработке текста законопроекта ко второму чтению и надеются, что их мнение будет учтено. «Весь год мы ждали принятия закона об ответственном обращении с животными, но не дождались, и если и этот закон получится нерабочим, дважды обманутые ожидания мы не переживем», — заявила она.

Пока же новая редакция статьи 245 такова, что, по ее словам, «любой садист с адвокатом докажет, что он не руководствовался хулиганскими или корыстными побуждениями» (наличие таких побуждений при убийстве животного или причинении ему увечий — обязательное условие возбуждения дела, а доказать эти самые побуждения очень сложно). Если убили «гуманно», выстрелом в голову, ответственность не наступает.

Много говорилось про кошек, замурованных в подвалах по всей стране и мучительно умирающих от жажды и голода, — статья коммунальщикам за это тоже не грозит. Г-н Бурматов тут же пообещал направить письмо вице-премьеру Дмитрию Козаку с просьбой внести изменения в техрегламент, чтобы было можно оставлять лазы для кошек.

80% насильственных смертей животных в стране — на совести коммунальщиков, согласилась советник губернатора Московской области Илона Броневицкая: «Они говорят, что все это — ради людей». А г-н Бурматов признал, что уже можно составить рейтинг из 20 «особо жестоких» регионов страны, и в «чемпионах», судя по числу писем в Госдуму, — Ростов-на-Дону, Саха–Якутия, Волгоград, Дагестан.

У всех на слуху был запредельный случай: в Якутске собаку облили водой и выставили на улицу в 50-градусный мороз, и она вмерзла в землю. По словам руководства местного УВД, сказал депутат, животное жило «в хорошей семье», но имело несчастье заболеть чумкой, и хозяева отдали его «волонтерам» — чтобы «усыпили».

Виктория Павленко, осужденная в 2015 году за якобы кражу собаки-поводыря у слепой (приговор отменил Мосгорсуд), обратила внимание на важную деталь. Сейчас «обычное», негрупповое жестокое обращение с животными в присутствии малолетних обещает максимум до 6 месяцев ареста. Авторы новой редакции решили сделать совершение преступления в присутствии не достигших 14 лет детей отягчающим вину обстоятельством и сажать за это на срок до 5 лет. Но из текста законопроекта следует, что осудить за живодерство в присутствии малолетнего можно будет лишь при наличии всех вышеперечисленных, трудно доказуемых мотивов!

Татьяна Баркова предложила прописать в УК еще и ответственность за «разбрасывание отравы» — специально для догхантеров. Тут кто-то вспомнил, что во многих странах мира это уже давно является преступлением. А г-н Бурматов признал правильным ко второму чтению прописать в статье 245 такие отягчающие вину обстоятельства, как убийство двух и более животных и убийство по предварительному сговору.

Насколько будут учтены все эти предложения, станет известно на следующей неделе. «Нельзя при помощи УК решить все проблемы», — заметил в разговоре с «МК» глава Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР»).

Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27558 от 29 ноября 2017

Заголовок в газете: Как наказать зверя?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру