В России усилят контроль за эксплуатацией лифтов

В Общественной палате обсудили специфику ремонта лифтового хозяйства в многоэтажках

Отголоски страшного происшествия в конце 2015 года, когда в одной из новостроек рухнул лифт, в котором погибла маленькая девочка, доносится до нас до сих пор. Вопрос о замене или ремонте лифтов в жилых домах сегодня ставят не только на муниципальном, но и на федеральном уровне — в Государственной думе предложили усилить контроль за эксплуатацией лифтов (соответствующий законопроект уже принят в первом чтении).

В Общественной палате обсудили специфику ремонта лифтового хозяйства в многоэтажках

Всего в 2017 году в Москве успели заменить более 5 тысяч лифтов в жилых домах, а за последние семь лет удалось обновить примерно треть лифтового фонда города. В 2018 году планируется заменить еще 2,6 тысяч лифтов.

Напомним, что, согласно действующим правилам, лифты необходимо менять после 25 лет эксплуатации. Однако на практике в московских домах нередко оказывалось так, что лифты, установленные в момент сдачи дома (в 1970-80 годах) дожидались замены или хотя бы ремонта в течение гораздо большего срока.

В соответствии с действующими правилами, работы по замене лифтов входят в перечень необходимых действий во время капитального ремонта. Особое внимание при этом рекомендуется уделять состоянию направляющих лебедок вдоль шахты лифта — значительная часть нагрузки приходится именно на них. Если работы проводились без замены направляющих, то их считают всего лишь модернизацией существующего лифта. Это позволяет строго оценить качество проведенной работы.

Как отметил глава Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ Игорь Шпектор, опрометчиво было бы говорить о том, что в отдельных случаях можно не прибегать к полной замене лифта, а лишь провести его ремонт — причем не в рамках капремонта, а при текущих работах по содержанию дома.

– Есть три варианта развития событий: модернизация, ремонт либо замена лифта. После истечения 25-летнего срока эксплуатации необходимо менять лифт в любом случае, обычно это происходит во время капитального ремонта. Однако здесь необходимо понимать, что в жизни многоквартирного дома два важнейших элемента — обслуживание газового хозяйства и лифта. Это то, что может быть смертельно опасно, тут ремонтом не обойдешься. Но если в процессе эксплуатации изнашиваются отдельные детали: тросы, лебедки, пружина, датчики, то их необходимо менять по мере возникновения проблемы. У них также есть свой строк службы, но они могут выйти из строя раньше. Нельзя ждать, пока лифт упадет, – объяснил Шпектор.

По его словам, речь идет о сознательности жителей: если дом стоит в очереди на капитальный ремонт, то может выясниться, что первыми запланированы, например, работы по покраске фасада, то жителям стоит направить прошение о том, чтобы сперва им заменили лифт. Если собственники хотят заменить лифт раньше положенного срока, им нужно выйти с ходатайством ФКР. В документе следует объяснить, что именно не устраивает: работа дверей, плохое состояние лифтовой шахты или что-то иное. Облегчить ситуацию может открытие спецсчета на капитальный ремонт дома — в такой ситуации любые решения собственники принимают самостоятельно и знают, на что расходуются их деньги.

– Сейчас важно законодательно закрепить: что должно быть сделано, в какие сроки и как. Иначе появляется риск для жизней людей, – добавил Шпектор.

По словами специалистов, когда компания проводит модернизацию узла, нельзя говорить о гарантиях .

В настоящее время вопрос остро стоит не только для Москвы, но и для всей страны. Большая часть технических элементов для лифтов экспортируется из Белоруссии, а брать проблему на контроль должны местные власти (губернаторы или мэр). Этот вопрос и обсудили специалисты Общественной палаты РФ, уточнив, что в ближайшее время можно перевести производство на импортозамещение — не менее десяти заводов нашей страны способны выпускать необходимые элементы.

В конце декабря Госдума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому организации, осуществляющие эксплуатацию лифтов, подъемных платформ для инвалидов и пассажирских конвейеров, должны своевременно информировать госорганы о начале своей работы и ее ходе. Это позволит тщательнее контролировать организации, обслуживающие опасные конструкции.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру