Погорельцы из ИНИОНа стали нищими

Всех научных сотрудников института переводят на 0,3 ставки

Аморальным и не соответствующим здравому смыслу назвали решение Федерального агентства научных организаций (ФАНО) о переводе всех научных сотрудников Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) на... 0,3 ставки. Гром среди ясного неба прогремел в четверг на заседании ученого совета института. Ученым объяснили, что таким образом за неимением средств ФАНО пытается выйти из положения с выполнением майских указов президента о... двукратном повышении зарплат научным сотрудникам.

Всех научных сотрудников института переводят на 0,3 ставки
Пожар в ИНИОНе стал лишь началом череды сплошных несчастий.

Официального приказа, как и в других институтах («МК» писал о похожей ситуации в Математическом институте им. Стеклова и других научных организациях) от ФАНО не поступало, врио директора ИНИОНа Илья Зайцев передал это решение сотрудникам на словах. Итак, ситуация такова, что, согласно майским указам президента страны, с 2018 года зарплата каждого научного сотрудника в стране должна быть доведена до 200% от средней по региону. Если в самых сильных институтах, вошедших в I, высшую категорию из трех, сотрудникам хотя бы предложили «сделку» — двукратное увеличение зарплаты за двукратное увеличение публикаций, то погорельцев-инионовцев, которые после пожара в 2015 до сих пор вынуждены обивать чужие пороги, просто поставили перед фактом: хотите, чтобы ваши оклады остались без изменения (средняя зарплата научного сотрудника ИНИОНа составляет 24 тысячи рублей), пишите заявление о переводе вас с полной ставки на 0,3. То есть все 122 научных сотрудника должны добровольно совершить «самоубийство», а точнее делегитимизацию своего статуса, без какой-либо гарантии на его последующее возвращение, чтобы у них не отняли того, что они сейчас имеют.

Сразу по окончании Ученого совета мы поговорили с заместителем директора по научной работе ИНИОНа, заместителем председателя экспертного совета при Комитете по международным делам Совета Федерации РФ Татьяной Пархалиной.

- ФАНО толкает нас на профанацию ради формального выполнения указов президента. Мы не хотим участвовать в этом, это имитация решения проблемы, - говорит Пархалина, которую, как члена руководства института, это распоряжение напрямую не касается, но ей обидно за сотрудников. - Это аморально и не соответствует здравому смыслу. Причем происходят эти извращения в период активной подготовки к выборам! В ФАНО не понимают, что они таким образом дискредитируют имя президента Путина?

Теперь ИНИОН объявит собрание трудового коллектива для вынесения своего решения. Положение усугубляется тем, что денег, по слухам, инионовцам выделили лишь на один месяц, а что будет потом, никому неизвестно.

В последнее время сотрудникам института все чаще приходит на ум крамольная мысль, а не был ли пожар трехлетней давности устроен специально? «Уж больно удобное было расположение у их здания на Нахимовском проспекте. Не положила ли на него глаз какая-нибудь торговая фирма?». Сомнения усугубляет то отношение, которое сложилось вокруг коллектива ученых, - им не дают работать даже во временно выделенном здании в помещении бывшего здания сельскохозяйственной академии, все время грозят выселением, теперь вот - эта история с переводом всех на 0.3 ставки. Последнее время все чаще раздаются голоса об изменении концепции института. Хотя что ее изменять?

- Мало кто знает, наверное, но последние 20 лет наш институт постоянно модернизируется, - поясняет Пархалина. - Мы раньше всех в России выдаем оригинальную аналитику по самым злободневным проблемам, будь то проблема управления отходами или миграционная политика. И сейчас мы снова выступили с предложением о создании Комиссии по разработке новой концепции института. Мы всегда были пионерами, анализируя проблемы и предлагаемые пути их разрешения на основе имеющихся научных работ во всем мире. В отличие от других институтов, где издается максимум по одному ВАКовскому журналу, мы выпускаем сразу три: «Россия и современный мир», «Политическая наука» и «Актуальные проблемы Европы», у нас выпускаются рефераты по целому ряду направлений: литература,

экономика, философия, государство и право, история, языкознание, литературоведение, науковедение, востоковедение и африканистика, социология. Так что нам, если честно, не совсем понятно, что кардинально хотят поменять в нашем институте? Вот много говорят о необходимости оцифровки всей библиотеки. Но ведь это только инструмент! По поводу изменения работы научных сотрудников не говорят ничего. Нас все это очень волнует. Недавно международная электронная база данных EBSCO предложила журналу «Актуальные проблемы Европы» войти в их состав. Получается, что там мы нужны, а в своей стране — нет?

Кстати, еще один вопрос, который решали сотрудники ИНИОНа на Ученом совете, касался присвоения ИНИОНу имени фактического основателя - академика Владимира Виноградова в связи с тем, что именно ему мы обязаны появлением абсолютно современного института, изучающего тенденции в самых разных областях знаний, который стал навигатором для других академических институтов.

- Именно Виноградов в 1972 году превратил фундаментальную библиотеку в современный научный институт, который знают во всем мире. А теперь некие «темные силы» хотят вернуть нас в старое русло? - спрашивает Пархалина.

Вот что рассказала нам старший научный сотрудник ИНИОНа, доктор философии Боннского университета, кандидат политических наук, известный эксперт-германист Светлана Погорельская:

- Переход на 0,3 ставки может быть приемлем сегодня только для пенсионеров, - вместе с пенсионными выплатами на 20 тысяч они еще проживут. Не пенсионерам, к которым отношусь я, с такой зарплатой не выжить. Все время приходится искать подработки. Мы были очень рады, когда узнали о майских указах президента. Думали, ну вот, теперь заживем, будем работать в полную силу на своем основном месте работы, в ИНИОНе. Да не тут то было, - нас снова обманули. Я ловлю себя на мысли, что зря в 2000-м году вернулась в Россию из Германии, где к тому времени благополучно работала в течение восьми лет. Но нам сказали: «Россия встает с колен! Путин разработал новую стратегию, зовет всех уехавших за границу ученых обратно!». Мы поверили и вернулись. Теперь мы уже не имеем возможности вернуться на прежние должности там, а тут нам по-прежнему платят гроши и всячески демонстрируют отношение к нам, как обузе. Это все очень демотивирует.

Пожар в ИНИОН

Пожар в ИНИОН

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру