Ламу сдавали в багаж

“МК” узнал, как путешествуют животные из зоопарков мира

26 января 2009 в 17:33, просмотров: 1192

Тот перелет в Лондон пассажиры “Боинга” запомнили надолго. “Наверное, “Полосатый рейс-2” снимают”, — перешептывались самые изобретательные. А что прикажете думать, если около иллюминатора прямо на коленках у молодой дамы уютно примостился маленький орангутанг Малыш и изумленно переводил взгляд то на свой подгузник, то на разношерстную публику. Оказалось, все просто — обезьянку переправляли в Англию из Московского зоопарка. А так как примату не было и девяти месяцев, то зоологам в виде исключения разрешили перевезти его в салоне.

Несколько десятков раз в год в столичный зоосад прибывают питомцы из-за границы. Наши зоологи, в свою очередь, тоже регулярно переправляют выращенных в Москве животных в зоопарки других городов. А ведь перевезти того же слона из Вьетнама в Первопрестольную — это вам не с кошкой в электричке прокатиться. “МК” узнал, легко ли отправить в путешествие животных.

Обезьяны летают первым классом

Животные в зоопарках почти всегда рожают “по расписанию”. Захотели заморские коллеги белого тигра — в дело вмешиваются московские зоологи: в столице как раз живет пара хищников, жаждущих амурных отношений. Через некоторое время на свет появились тигрята и, когда подросли, отправились на новое место жительства. И так круглый год звери и птицы путешествуют по планете из зоопарка в зоопарк, чтобы жители всех континентов могли любоваться теми видами животных, которых не могут увидеть в природе.

— Мы предпочитаем, чтобы наши животные путешествовали самолетом, — рассказывает заведующая отделом по учету и комплектованию коллекции животных Московского зоопарка Любовь Курилович. — Ведь это гораздо быстрее, чем плутать по дорогам на колесном транспорте.

Однако пустить на борт носорога или пингвина готовы далеко не все авиакомпании. Несмотря на то что животные сидят в надежных контейнерах в багажном отделении, сотрудники большинства авиакомпаний уверены, что те либо будут издавать неприятные запахи, либо непременно выйдут из клеток, — видимо, знаменитый фильм с Леоновым здорово их напугал. К счастью, в итоге договориться о перелете удается почти всегда — и живой груз успешно переправляется через океан по соседству с сумками и чемоданами других пассажиров. Особенно значительную помощь в перелетах зоопарку оказывает одна из ведущих российских авиакомпаний, которая не только не боится пускать на борт экзотических животных, но и предоставляет существенные льготы. Люди, к счастью, не знают о том, что вместе с ними на борту находятся представители дикой фауны! Животные во время полета испытывают стресс и поэтому, как правило, ведут себя тише воды ниже травы. Например, в декабре из Кельна на одном самолете с людьми прилетели калифорнийский морской лев, две капибары и казуар. И никто не догадался!

— В редких случаях пассажиры могут догадаться о том, что с ними летят животные, по запаху, — утверждает Любовь Курилович. — Например, если в багажном отделении находится чересчур большое количество обезьян или свиней. Правда, такие многочисленные перевозки мы не осуществляем.

Перевозят животных в отсеке для багажа. Исключение сделали лишь однажды. Маленького орангутанга, которого выкармливали сами сотрудники Московского зоопарка, нужно было доставить в реабилитационный центр в Англии. Там живут приемные мамы-оранги, которые берут на себя воспитание детенышей, от которых отказались настоящие родители. Условие одно — малыши должны быть совсем крохотными. Вот и решили столичные зоологи отдать свою питомицу в новую семью. Но в багажное отделение ее не посадишь, уж больно мала. Пришлось договариваться с сотрудниками авиакомпании, чтобы перевезти кроху в салоне. После длительных уговоров согласие было получено, и обезьянка заняла место у окошка. Чтобы не случилось конфуза, зверька одели в подгузник, который за несколько часов полета пришлось, конечно, не раз менять. Зато британские человекообразные мамаши вынянчили из него настоящего орангутанга.

Кстати, один раз животному все-таки чуть не удалось ускользнуть от сопровождающих лиц. Недоверчивые таможенники заставили открыть контейнер, в котором перевозили толстохвотстого галаго — небольшого примата, который отличается юркостью и кусачестью. Что-то им не понравилось в документах, и они решили взглянуть на зверька собственными глазами. И тут же за это поплатились: шустрый питомец в мгновение ока выбрался в открытую дверцу и хотел уже дать деру… как был схвачен сопровождающим зоологом и водворен обратно в клетку. Напоследок возмущенный галаго успел покусать окруживших его людей. С тех пор специалисты отказываются открывать клетки и переправляют живой груз в контейнерах с маленькими вентиляционными отверстиями, чтобы можно было взглянуть на животных.

Иногда все же приходится переправлять питомцев из одного зоопарка в другой наземным транспортом. Недавно велись переговоры с Ижевским зоопарком, который желал приобрести молодую пару белых медведей. Для мишек подготовили удобную клетку, которую поместили в грузовую машину и отправили в путь. В дороге у одного из путешественников затекли лапы. По приезде его сразу выпустили в просторный вольер, чтобы белоснежный гость как следует смог размять конечности. Еще один минус путешествия на колесах — это таможни на границе государств. Ведь их сотрудникам все равно, какой груз едет за бугор, вот и приходится заточенному животному наравне со всеми остальными томиться в многочасовом ожидании на границе.

Чемоданное настроение

Подготовка животного к путешествию — тоже занятие ответственное. Для начала питомца приучают к контейнеру, в котором ему и предстоит отправиться в вояж. За две недели до отъезда транспортную клетку ставят в вольер и каждый день подкладывают туда корм. За это время животные и птицы приучаются кушать внутри клетки и уже не боятся туда заходить. А если зверь в назначенный день все-таки капризничает или ведет себя агрессивно, то приходится его обездвиживать. Питомцу делают укол, и он засыпает на короткое время. Тогда сотрудники спокойно погружают его в контейнер.

— Но перед отправкой мы всегда убеждаемся, что животное проснулось, — говорит Любовь Ярославовна.

В прошлом году пришлось усыплять белого медвежонка, переезжающего в Германию. Накануне отъезда годовалый малыш жутко разнервничался. Поэтому зоологи решили не искушать судьбу и вколоть снотворное. А вот кто при переезде не доставил никаких хлопот, так это один из белых тигрят, родившихся недавно у взрослой пары. Кроху переправляли на ПМЖ в Ереван. Детеныш так трепетно относился к зоологам, которые его вырастили, что спокойно разрешил поместить себя в перевозку.

Сама клетка для путешествий тоже сделана с умом и под индивидуальные особенности каждого животного. Существуют международные требования, которые необходимо соблюдать. Помещение должно быть не слишком маленьким, чтобы животному не было тесно, и не слишком большим, чтобы зверя не шарахало из стороны в сторону, если самолет попадет в воздушную яму, а автомобиль наедет на кочку. Контейнер со всех сторон закрыт, иногда в стенах делаются небольшие отверстия, закрытые решеткой, и лишь в исключительных случаях прорезается маленькое окошко для мордочки. По ширине клетка должна быть такая, чтобы путешественник смог растянуться во весь рост, если ему приспичит поспать. Высота тоже важна — животное должно поместиться в полный рост.

Примерно за сутки до отправки животных перестают кормить. Это необходимо для того, чтобы они легче перенесли дорогу и их не вырвало. Кстати, в этих же целях при путешествии на колесном транспорте водитель едет на очень маленькой скорости. На здоровье зверей отказ от приема пищи никак не сказывается, те же хищники могут вообще не есть несколько дней подряд. Непосредственно перед отправкой питомцу дают различные успокоительные таблетки.

В зависимости от длительности переезда клетку оборудуют стационарной кормушкой и поилкой. Например, если предстоит путешествие с пересадками. Причем поилка и кормушка располагаются таким образом, чтобы сотрудник мог долить воды и доложить еду, при этом не заходя в клетку и не потревожив животное.

Некоторым зверям в дорогу требуются провожатые. Но в большинстве случаев зоологи ограничиваются тем, что провожают и встречают животных в аэропорту, а в самом самолете питомцы летят самостоятельно. Иногда же, если у животного непростая судьба или особенно трудный характер, зоологи из принимающей стороны приезжают в зоопарк-даритель, чтобы познакомиться с будущем любимцем и дать ему привыкнуть к новому хозяину. Когда сотрудники столичного зоосада в прошлом году прощались со всеобщим любимцем орангутангом Захаром, которого растили как родного ребенка, то очень переживали, как подросток отнесется к новому месту жительства. Оставить оранга в Москве не было никакой возможности, он взрослел не по дням, а по часам, отношения со взрослым отцом испортились...

Поэтому была вызвана сотрудница Новосибирского зоосада, куда потом должен был отправиться малыш. Некоторое время зоолог пробыла рядом с обезьянкой, подолгу разговаривала, чтобы приучить к голосу, контактировала через решетку, а потом они вместе улетели. Но Захар до сих пор до конца не привык к новообретенному семейству. В некоторых случаях сотрудник отправляющий стороны сам едет с питомцем на новое место жительства. Так было, например, с моржами, которые отправлялись в Чикаго, — наши специалисты пробыли с любимцами за границей больше десяти дней.

Встретить четвероногого гостя тоже нужно с почетом. Здесь главное сократить пребывание животных в аэропорту. Раньше зверей выпускали из самолета и под расписку сотрудника отвозили в зоопарк. Пока зоологи встречали гостя в зоосаде, другой работник в это время разбирался с бумажной волокитой на пункте досмотра. Сейчас правила изменились, и питомец, будь то жираф или журавль, не может покинуть здание аэропорта, пока таможенники не проверят все документы на груз.

Ну и намучились сотрудники зоопарка с этими правилами! Совсем недавно в Москву из Мадрида прилетели две малые панды. По непонятным причинам документы на них не нашли, и прибывшему в “Домодедово” логистику зоопарка отказались выдавать новых питомцев. Подождав пару часов, сотрудники аэропорта отправили измученную перелетом парочку обратно в Мадрид. Столичные зоологи перепугались не на шутку — вдруг документы не найдутся, и пандам придется летать туда-сюда, как персонажу фильма “Невероятные приключения итальянцев в России”! Поэтому кинулись искать заморских коллег. Но так как дело было в пятницу вечером и испанские специалисты давно разошлись, то по служебным телефонам никто не отвечал. Зоологам все же удалось дозвониться до кого-то из прежних хозяев малых панд и сообщить, что звери летят обратно. В Испании животных встречали местные зоологи с необходимыми документами и фруктами, чтобы покормить несчастных зверушек. Как только самолет с пандами приземлился на родине, животных первым делом осмотрели ветеринары. Убедившись, что питомцы не так уж сильно утомились, их покормили, напоили и отправили очередным рейсом обратно в Москву. К счастью, в столице на бумагах на этот раз без проблем поставили печать “выпуск разрешен”, зверей погрузили в автомобиль и отправили на Пресню.

После прибытия на новое место жительства животных всегда сажают на карантин. Это необходимо для того, чтобы ветеринары в это время произвели все необходимые обследования.

“Жираф большой, ему видней”

Самое сложное — перевезти таких громоздких животных, как жирафы и слоны. Южноафриканцы, которые сейчас живут на новой территории столичного зоосада вместе с зебрами, в Московский зоопарк прибыли практически как их собратья из мультфильма “Мадагаскар”, а именно — на личном грузовом самолете! За штурвалом, конечно, были не пингвины, а профессиональные пилоты, которые и доставили питомцев в Белокаменную прямиком из Южной Африки. Глядя, как два грациозных жирафа выходят из грузовой машины на русскую землю, зоологи не смогли сдержать слез умиления.

А вот жирафа Самсона, родившегося в Ленинградском зоопарке, из Питера в Москву везли на машине. Зоологи несколько месяцев разрабатывали специальный маршрут, на котором не встречались бы низкие мосты, — жираф хоть и был еще в мальчишеском возрасте, рост имел вовсе не детский. Клетку тоже сконструировали особенную — высокую, закрытую и непродуваемую: дело происходило летом, но животное вполне могло бы простыть от сквозняков.

Контейнер с жирафом перевозили в открытом кузове, так что через маленькое окошко Самсон всю дорогу наблюдал за красотами земли русской, и если б умел говорить, то потом долго рассказывал бы своим собратьям о путешествии.

Куда меньше повезло слонам, которые сейчас живут в столичном зоосаде. Много лет назад вьетнамское правительство решило преподнести в подарок кубинским властям стадо азиатских слонов из Лаоса. Пятерых зверей погрузили в трюмы и морем отправили на Кубу. Слонята в добром здравии прибыли на родину Фиделя Кастро, а местное правительство… внезапно отказалось от презента. Мотивация — животные были привиты от ящура, а таких животных на Кубу привозить нельзя. Вьетнамцы от питомцев тоже отказались, поэтому было решено отправить их в Ленинград, а оттуда товарным поездом в Москву. Истощенных слонят, несколько месяцев промотавшихся по всему миру, московские зоологи еле откачали. Двоих из них позже отвезли в Берлин, а трое — две самки и самец — до сих пор живут в столичном слоновнике. Представитель мужского пола с детства отличался суровым нравом. Но это не помешало ему закрутить роман с соседками. А сейчас одна из дам даже находится в интересном положении.



Партнеры