Мечеть не сразу строилась

Планы ее возведения в Текстильщиках натолкнулись на протесты местных жителей

Отставка Юрия Лужкова временно погасила накал страстей на Волжском бульваре, где Совет муфтиев России планирует построить пятую в Москве мечеть. Многие местные жители рассчитывают, что новые власти откажутся от этой идеи, однако врио градоначальника Владимир Ресин недавно заявил, что программа по строительству культовых объектов будет продолжена. Многоконфессиональному городу нужны не только дополнительные православные храмы, но также синагоги, костелы, молельные дома и мечети.
Планы ее возведения в Текстильщиках натолкнулись на протесты местных жителей
Обсуждая проект с мусульманским духовенством, власти вряд ли думали о возможном конфликте.

Переговоры Совета муфтиев с городскими властями о строительстве мечети в Юго-Восточном округе начались еще несколько лет назад. В этой части Москвы расположены Московский исламский университет и школа с татарским этнокультурным компонентом, а вот своей мечети нет.

“Причем нет ее и в соседних Восточном и Южном округах”, — говорит и.о. главного архитектора Москвы Александр Кузьмин. По его словам, цели дискриминировать жителей Текстильщиков у Москомархитектуры при подборе участка не было. Выбор осуществлялся исключительно по географическому принципу. Кузьмин утверждает, что мест компактного проживания мусульман в Москве нет: население, исповедующее ислам, более-менее равномерно распределено по всем округам. Однако данные риелторов позволяют в этом усомниться.

Согласно итогам Всероссийской переписи населения 2002 года, в столице на постоянной основе проживают 166 тыс. татар, 95 тыс. азербайджанцев, 24 тыс. узбеков, 7 тыс. казахов, 5 тыс. башкир, 35 тыс. таджиков, 14 тыс. чеченцев и т.д. Но очевидно, что это капля в море, и реальное количество мусульман около 2—2,5 млн., многие из которых — приезжие. Риелторы утверждают, что самое дешевое жилье они могут снять в Восточном, Юго-Восточном и Южном округах, где стоимость аренды однокомнатной квартиры стартует с 22 тыс. руб., двухкомнатной — с 29 тыс. и трехкомнатной — с 36 тыс. руб. (Для сравнения: в ЦАО цены на самое плохонькое малогабаритное жилье начинаются с 32—35 тыс.) Поэтому не будет большой натяжкой предположить, что львиная доля мусульман на протяжении уже многих лет оседает преимущественно на столичном юге и востоке и именно там хотела бы отправлять свои религиозные потребности.

Переговоры руководства Совета муфтиев РФ с городскими властями увенчались успехом в 2009 году, когда префект Юго-Восточного округа Владимир Зотов согласился выделить под мечеть участок рядом с новым микрорайоном на Волжском бульваре и обещал взять строительство культового сооружения под свой личный контроль. В беседе с корреспондентом “МК” г-н Зотов сообщил, что, по его данным, на территории ЮВАО проживают 155 тыс. мусульман и нет ничего плохого в том, если они получат цивилизованное место для совершения намаза.

“У нас уже есть много православных храмов. Сейчас вот дополнительно подобрали еще 25 участков для размещения церквей, а мечеть будет всего одна. Что ж в этом плохого? Где здесь нарушение прав коренного населения?” — недоумевает чиновник. Вместе с тем он согласен, что мечеть нельзя строить без публичных слушаний. “Хотя совершенно очевидно, что этот объект их не пройдет”, — прогнозирует Зотов.

Похожую позицию занимает и и.о. заместителя мэра Сергей Байдаков, курирующий вопросы религии. “Не вижу ничего сверхъестественного в строительстве в Москве новой мечети. Но этот вопрос должен решаться с учетом градостроительного обоснования выбора места ее размещения и информирования жителей”, — заявил он “МК”. Заметим, что результаты публичных слушаний обычно имеют лишь символическое значение для властей и редко влияют на окончательное решение чиновников.

Как сообщили “МК” в горадминистрации, в настоящее время участок на Волжском бульваре, выделенный под размещение мечети, поставлен на кадастровый учет, однако впереди у Совета муфтиев еще долгий путь. Дело в том, что сама мечеть пока существует лишь в виде презентационного макета, который должен трансформироваться в проект и пройти все стадии согласований. Предполагается, что здание, выдержанное в традициях исламской культовой архитектуры, будет вмещать примерно 3 тыс. человек. Как и в случае с православными храмами, бюджет города строительство мечети финансировать не будет. В мусульманской общине Москвы много состоятельных людей, способных взять на себя основные расходы.

В любом случае последнее слово в конфликте между жителями Текстильщиков и мусульманским духовенством скажет уже новый мэр столицы.


Елена Егорова

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

 

Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине:

— Что касается строительства мечетей, то тут всегда будет какое-то сопротивление местных жителей. Когда я был депутатом Моссовета, было сильное сопротивление открытию Исторической мечети на Татарской улице, как раз в том районе, где я живу и от которого я был избран. Местные жители боялись, что мусульмане будут под окнами баранов резать, собираться толпами и все такое. Но тогда Моссовет пошел навстречу пожеланиям верующих мусульман. Мечеть была открыта.

Рядом открылся также построенный еще до 1917 года Исламский культурный центр. И, слава богу, я не слышу каких-то настроений, хотя живу буквально через улицу. Так что, думаю, и в новом месте все будет нормально. У нас есть опыт мирного уживания с исламскими народами Башкирии и Татарстана. Думаю, что он будет перенесен и сюда.

Считаю, что поддержать строительство мечети необходимо. Иначе молодежь из Азии, которая в Москве проживает, не будет иметь соответствующего настроения, воспитания и, будучи лишена нравственного влияния, будет вести себя конфликтно. Необходимо, однако, чтобы при сохранении религиозной идентичности происходил процесс гражданской и культурной интеграции мусульман при взаимном уважении по отношению к коренному населению столицы.

Абдул-Вахед НИЯЗОВ, президент Исламского культурного центра России — общественного крыла Совета муфтиев России:

— Конечно же, нынешнее количество мечетей не соответствует количеству мусульман-москвичей. На такое же количество мусульман в Татарстане — 1300 мечетей.

Мечетей не хватает — это очевидно. И с каждым праздником это становится все более очевидным. В этом году на праздничную молитву по случаю праздника Ураза-байрам в Соборной мечети собралось около 60 тысяч молящихся. А в прошлом году, когда был выходной день, по разным данным — до 80 тысяч. Мусульманам приходится молиться под открытым небом и в дождь, и в снег на улице.

Между Советом муфтиев России и руководством Москвы была достигнута договоренность о том, что мечети должны быть построены в каждом округе и в крупных московских анклавах за чертой МКАД. Например, в Бутове, Митине, Ново-Косине и Зеленограде. Конечно, эти мечети должны отстраиваться со всей инфраструктурой — образовательной, социальной, досуговой. Очевидно, что граждане страны должны в человеческих условиях соблюдать свои обряды.

А то, что у местных жителей вызывает страх появление мечетей, это нормально. То, что они выходят с акциями протеста, — тоже вполне нормальная ситуация. Это говорит о том, что у нас формируется живое гражданское общество. И это вполне объяснимо, поскольку долгое время активно муссировались различного рода антиисламские стереотипы и в обществе, и в СМИ.

В свою очередь мусульманские организации должны активнее помогать адаптироваться приезжим мусульманам, чтобы они как можно скорее вливались в разноязыкую и многорелигиозную семью москвичей. Осознавая при этом, что Москва — это столица Российского государства, с огромной ролью русской культуры, языка и истории, с большим влиянием православной составляющей.

 

Беседовал Сергей Бычков

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру