Метро приравняют к железным дорогам?

Смена власти в столичной подземке может привести к смене собственника

Дмитрий Гаев все-таки лишился должности начальника столичной подземки. Как и ожидалось, на этом посту его сменит профессиональный железнодорожник, один из топ-менеджеров РЖД Иван Беседин. Столичные власти ждут, что новый руководитель ускорит строительство линий, оптимизирует тарифную политику и обеспечит интеграцию метрополитена с пригородным сообщением. Не исключено, что в перспективе столичное метро может быть передано на баланс РЖД.

Смена власти в столичной подземке может привести к смене собственника
Иван Беседин.

По словам пресс-секретаря мэра Москвы Гульнары Пеньковой, Дмитрий Гаев ушел с занимаемой должности по собственной инициативе. Вместо него руководить метрополитеном теперь будет бывший начальник Калининградской железной дороги (КЖД) Иван Беседин — с ним уже заключен пятилетний контракт. Судя по биографии, г-н Беседин является профессиональным железнодорожником: закончил Институт инженеров железнодорожного транспорта, почти 15 лет проработал в Министерстве путей сообщения, перед КЖД возглавлял ФГУП “Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта”. Кандидатура Беседина была предложена министром транспорта РФ Игорем Левитиным и согласована с главой РЖД Владимиром Якуниным.

Задачи, которые ставит горадминистрация перед новым руководством метрополитена, хорошо известны. Ключевая цель — ускорить развитие сети подземных маршрутов за счет сооружения не менее 12 км линий в год. В ближайшие 10 лет в городе необходимо построить 124 км путей. Причем уже в ближайшее время объемы работ должны вырасти в разы: с 4,5 км в 2011 году до 14,1 км в 2012-м и 16,5 км в 2013 г.

Кроме того, Контрольно-счетная палата Москвы настоятельно рекомендует метрополитену разобраться с тарифной политикой. По данным КСП, за три года объем перевозок в подземке сократился с 2,5 млрд. пассажиров до 2,3 млрд., тогда как выручка ГУПа за тот же период выросла на 39%, преимущественно за счет увеличения тарифов. “Методика формирования тарифа нуждается в переработке”, — уверен глава палаты Виктор Двуреченских. Аудиторы также обращают внимание на неэффективное использование помещений подземки. Реклама приносит метро всего 680 млн. руб. в год. “Здесь есть потенциал для увеличения доходов не меньше чем на 10—20%”, — уверен г-н Двуреченских.

Наконец, метро должно быть увязано в одну систему с пригородным железнодорожным транспортом. Источники “МК” в горадминистрации не исключают, что в перспективе столичный метрополитен (и этим отчасти объясняется назначение Ивана Беседина) может быть передан на баланс РЖД. “Игорь Левитин давно выдвигает идею, чтобы все метрополитены России как стратегические объекты стали государственной собственностью”, — отмечают собеседники газеты. Знает об этих планах и бывший глава Департамента транспорта и связи Москвы Василий Кичеджи. “Передача метро в структуру РЖД экономически целесообразна, — заявил он “МК”. — Это не тот случай, когда надо бояться слова “монополия”.

Вместе с тем не совсем понятно, что в этом случае будет со льготниками. Сейчас городской бюджет ежегодно перечисляет подземке 20 млрд. руб. за поездки пенсионеров, школьников, инвалидов и т.д. Кто будет вносить эти выплаты после объединения метро с РЖД и сохраняться ли льготы (в частности, бесплатный проезд пенсионеров) вообще — вопрос для москвичей отнюдь не праздный.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру