Продавцы знаний

Учителям придется вести платные секции, чтобы заработать

Пилотный проект, переводящий некоторые московские школы фактически на подушевое финансирование, вызывает у родителей и учителей массу вопросов. Учителя бояться снижения зарплат, родители — повышения расходов. Представители общественных учительских и родительских организации представили свое видение будущего столичного образования.

Учителям придется вести платные секции, чтобы заработать

Москва – далеко не первый регион, где проводится подобная реформа. Пилотный проект уже испытали на себе 32 региона страны.

- В Калининградской области реформами заведовала Наталья Шерри, ныне заместитель руководителя департамента образования Москвы, - рассказывает Всеволод Луховицкий, член совета межрегионального профсоюза работников образования “Учитель”. - В результате закрыты малокомплектные школы, заработная плата учителей – средняя, 11 тысяч в месяц, школы переводятся на автономность.

Итак, первый пункт проекта – это подушевое финансирование школ. В приложении №3 к постановлению прописано, какое учебное заведение сколько получит: например, на 347-ю школу отводится более 8 миллионов в год, на школу №849 – около 11 миллионов. Средства выплачиваются раз в квартал, но перед этим учебные заведения должны отчитаться за предыдущий.

- Результат зависит от многого, например, от того, сумел ли директор оптимизировать учительский состав, - утверждает Всеволод Луховицкий. - То есть, если у него из 5 завучей один занимается подготовкой всех бумаг в департамент, то его нужно уволить, а его работу распределить бесплатно по остальным. Кроме того, вводится повальное тестирование для всех классов. А мы знаем, как можно составить тесты – так, что их ни один профессор не решит. Если результат будет неудовлетворительным, то финансирование либо сократят, либо отменят.

Много вопросов связано и с зарплатой учителей. В беседе с журналистами руководитель Департамента образования Исаак Калина заявил, что ни о каком снижении зарплат не может идти и речи. Вместе с тем директорам школ еще в декабре заявили об отмене «лужковских» надбавок. В приложении №7 к постановлению говорится о том, что государство гарантирует зарплату учителям не ниже МРОТ.

- Фактически, базовая часть зарплаты будет соответствовать 60% нынешней, за вычетом надбавок – это 8-10 тысяч, - ссылается на документ Всеволод Луховицкий. - Стимулирующая часть – это деньги от экономии на коммуналке, на материальных затратах и собственного дохода школы. Экономия на затратах – это экономия на меле, учебных пособиях… А собственный доход школы – это договор о дополнительных платных услугах. Я общался с директорами разных школ, и они говорят, что это около 10 тысяч в месяц за ребенка.

Платными могут стать кружки и секции не только в школах. Под вопросом существование многих домов культуры и центров творчества.

- Прецеденты уже были, - сообщает Андрей Демидов, педагог, член института “Коллективное действие”. – В Астрахани произошла попытка закрыть центр детского и юношеского творчества, в котором бесплатно занимались 3 тысячи детей. Ситуация с Дворцом пионеров на Воробьевых горах сейчас тоже под вопросом.

С 1 января 2012 года перевести на новую систему планируется половину столичных школ, а с сентября – все оставшиеся. Андрей Демидов уверен, что такой постепенный переход нужен для того, чтобы не было социального взрыва.

- В других регионах первые полгода все были довольны, а когда перешли оставшиеся школы, финансирование резко снизилось, - согласен с коллегой Всеволод Луховицкий. - Регионы сами решают, какую сумму выплачивать. Поэтому школа становится еще более зависима от директора и департамента. Мне лично уже срезали деньги за оплату кружков – так как я не имею квалификации педагога дополнительного образования. То же самое и с методистами, и с классными руководителями.

Под удар попадают и малокомплектные школы – те, где менее 500 учеников. Таких в Москве около 60. Чтобы сохранить самостоятельность, школе нужно будет предоставить план развития, или ее сольют с другой.
- Подобное произошло с 57-й школой, к ним присоединили малокомплектную, - вспоминает Всеволод Луховицкий. - Учителям приходится работать на два фронта, и ездить преподавать в два здания в разных районах. Нагрузка на них увеличилась, а качество преподавания уменьшилось.

Как распределять зарплату учителям – решать самой школе. Но педагогический труд сложно оценивать по общим критериям. Например, кто должен больше получить: тот, кто из умного ребенка сделал олимпиадника, или кто подтянул абсолютного двоечника до троек-четверок? Школа – это не производство, а учителя – не продавцы знаний, и невозможно оценивать их работу в процентах от выручки. Так что многие педагоги уже заранее готовятся к переходу в частные школы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру