Дом — облом

Главстройнадзор Подмосковья объяснил “МК”, почему элитные новостройки хуже советских хрущеб

Похоже, строительный бум, свидетелями которого мы все являемся, переходит
в новую фазу. Если раньше под словом “бум” подразумевалось “бац-бац — и готово”, то теперь пресловутые “бум” и “бац” приобретают совсем нехороший оттенок. Помноженные друг на друга, огни породили мину замедленного действия, которая может взорваться в любой момент. Эта мина заложена в стенах домов-новостроек.

Главстройнадзор Подмосковья объяснил “МК”, почему элитные новостройки хуже советских хрущеб
Так заделывали брешь в стене. фото: Ольга Власова

В Люберцах рухнула визитная карточка города. У монолитно-кирпичного многоэтажного дома, стоящего при въезде в город возле памятной стелы, символизирующей славные Люберцы, упала стена.

— Ощущение было такое, что наш дом взорвали, — рассказывают жильцы, — грохот стоял ужасный, цементная пыль до небес…

Выбежавшие во двор обитатели дома № 10 по Октябрьскому проспекту увидели, что торцевая секция на уровне 12-11-го этажей полностью потеряла свою красивую кирпичную облицовку. Почему она сползла вниз — непонятно, внешних причин для этого вроде бы не было. По счастью, как говорят в таких случаях, обошлось без человеческих жертв — никто не попал под обвал.

— Это не первое обрушение, в нашем десятом доме и в соседнем восьмом кирпичи падают вниз регулярно, — поясняет программист Виктор Фридман, очевидец ЧП, — но это были локальные разрушения и небольшие фрагменты. Вместо выпавших кирпичей ЖЭК вставляет новые — и так до следующего раза…

Пережив шок из-за падения стены (отнюдь не Берлинской), обитатели недешевого дома, в котором каждый квадратный метр оценивается в три тысячи зеленых рублей, испытали глубокое эмоциональное потрясение, наблюдая за тем, как рабочие ликвидируют последствия аварии. Процесс зафиксировали фотокамерой. Вот бригада подвешивает строительную люльку. Вот загружает в нее плиты из пенопласта. Поднимаются на высоту. Завешивают пенопластом прогал. Кладут заодно пенопласт на межпанельные перекрытия. И прямо по основанию из пенопласта начинают возводить кирпичную кладку. Получается криво. Рабочие тем не менее доводят свой титанический труд до конца. Сколько продержатся эти кирпичики — одному аллаху известно.

фото: Ольга Власова

Если бы дом № 10 по Октябрьскому проспекту был единственной новостройкой в городе с подобной проблемой! Всего в одном микрорайоне на небольшом пятачке мы насчитали 4 «элитных» дома с таким же диагнозом, а это уже статистика. Центральный фасад дома № 8 огорожен забором и полосатой лентой, ветер полощет бумажное объявление: «В связи с аварийной ситуацией… проход запрещен, опасная зона!» Здесь облицовка тоже может осыпаться со дня на день. В доме № 16 угол здания заблаговременно укрепили металлической стяжкой — иначе бы он разъехался. А вот дом № 5 по улице Кирова, увы, уже потерял часть торцевой стены — со второго по первый этаж. Кладка из пустотелого кирпича рухнула вместе с минераловатой, к которой, видимо, и крепилась. Ремонтировать дом, похоже, не собираются.

Жителям дома № 10 все-таки повезло. Их «бум» и «бац» наделали такого шума, что местная администрация создала спецкомиссию, которая не просто дала отмашку отремонтировать здание, но и озаботилась поисками виновных. «Крайних» нашли. Под раздачу попал Воскресенский ДСК, построивший в 2003 году «дом-облом», а вместе с ним и… собственники квартир. Которые не должны были нагружать стены дома разными там кондиционерами и спутниковыми тарелками. Типа из-за этих приборов стеночка-то и поехала… Теперь людей заставляют демонтировать 60 кондиционеров и 40 спутниковых антенн. Тем, кто не снимет добро по-хорошему, чужие дяди будут спиливать по-плохому — болгаркой.

Жильцы в непонятках. Ведь там, где произошло обрушение, не было ни кондиционеров, ни антенн. Значит, причина аварии в чем-то другом? И почему одним гражданам вешать кондиционеры в домах-новостройках нельзя, а другим гражданам можно проектировать и строить такие дома?..

Почему новостройки начинают разваливаться через несколько лет после сдачи в эксплуатацию и как их спасает правительство области — читайте комментарий эксперта.

При обрушении облицовки фасада дома №10 были повреждены все кондиционеры, установленные на соседней стене. фото: Виктор Фридман

Московская область сегодня — самая большая стройплощадка страны. Уже третий год подряд Подмосковье занимает первое место в России по вводу в эксплуатацию многоэтажных жилых домов. Каждый год здесь сдают в эксплуатацию порядка 7–8 квадратных метров жилья, емкость строительного конвейера характеризуются такой астрономической цифрой, как 13 миллионов «квадратов» — именно столько новостроек ежегодно находится «в работе»: одни сдаются, другие закладываются. Подчеркнем, речь идет только о многоэтажном жилищном строительстве, но есть еще и промышленные объекты, соцкультбыт, стадионы, логистические центры. Не удивительно, что при подобном размахе встает вопрос о строительном браке. Каждый год Госстройнадзор Московской области выявляет более 30 тысяч нарушений, виновные в них штрафуются на десятки миллионов рублей. Однако это лишь видимая часть айсберга — те нарушения, которые смогли отследить и заставили переделать. «Разумеется, к каждому каменщику не приставишь надсмотрщика», — разводит руками глава подмосковного стройнадзора Николай ЧЕРНОВ, заслуженный строитель России. В чем причина низкого качества новостроек? Из-за чего начинают разваливаться дома, которые позиционируются риелторами как элитные?

— К сожалению, тут мы имеем целый комплекс причин. Первая среди них, так сказать, лежащая на поверхности, — это отсутствие должного профессионализма и опыта у людей, работающих на стройках, — считает руководитель Главстройнадзора Московской области Чернов. — В стране развалена полностью система подготовки строительных кадров. Бригады рабочих, которые заняты на объектах, на 70% состоят из гастарбайтеров, выходцев из Средней Азии, Молдовы, с Кавказа — людей, в лучшем случае прошедших азы обучения в процессе работы. Для современных строительных технологий этого мало. Проблема с рабочими руками, которые умеют не только землю копать, но и выполнять квалифицированную работу, колоссальная. Отсюда косые стены и потолки, искрящая электропроводка, рвущаяся канализация и другие сюрпризы. Не хватает знающих специалистов среднего звена — мастеров и прорабов, которые контролируют действия рабочих бригад, обязанных предотвратить брак. «Старая гвардия» уходит из жизни, на пенсию, заменить ее некем. По той же причине мало осталось профессиональных начальников строек, «командиров» строительства. Руководить работой на стройплощадках фактически некому. Но если мы посмотрим статистику, сколько выпускников специалистов выпускает Московский строительный университет — а это мощнейший строительный вуз России,-то увидим, что только 10% выпускников реально приходит работать на стройку. А ведь когда-то был лозунг «Кадры решают все». Они и решают — по мере своего разумения.

— В том, что в Люберцах обрушилась стена 17-этажного дома, виноваты строители?

— Строители и эксплуатирующая организация. К сожалению, таких инцидентов много по все стране. Плохая работа каменщиков? Наверное, да. Но давайте сначала рассмотрим проект, по которому строился дом — монолитно-каркасное здание с трехслойными наружными стенами (как мы говорим — ограждающими конструкциями). В данном случае ограждающие устроены по принципу сандвича. Как выглядит эта стенка в разрезе?

фото: Ольга Власова

Наружные торцевые стены выполнены из монолитного железобетона толщиной 160 мм. По ним укладывается слой утеплителя (пенополистирольные или минераловатные плиты) толщиной 100 мм, а затем наружный облицовочный слой из кирпичной кладки толщиной 120 мм.

Наружные ненесущие стены могут быть из газобетонных или полистиролбетонных блоков толщиной 200 мм. По ним укладывается слой утеплителя (пенополистирольные или минераловатные плиты) толщиной 100 мм, а затем наружный облицовочный слой из кирпичной кладки толщиной 120 мм.

Крепление облицовочного кирпичного слоя к монолитным железобетонным стенам осуществляется металлическими анкерами. Облицовочный кирпичный слой в ненесущих стенах связывается с основанием из газобетонных или полистиролбетонных блоков с помощью гибких связей.

При строительстве жилых зданий из сборных железобетонных элементов трехслойные стены выглядят следующим образом: первой идет железобетонная панель толщиной 180 мм. Затем по ней укладывается слой утеплителя — пенополистирольные плиты толщиной 150 мм и далее — облицовочный кирпичный слой. Крепление облицовочного кирпичного слоя к панели осуществляется с помощью гнутых металлических анкеров.

Все эти конструкции хорошо удерживают тепло внутри здания. Помимо теплосбережения у этих конструкций есть другой важный плюс — низкая себестоимость. С середины 90-х годов трехслойные ограждающие конструкции стали применяться повсеместно. В определенном смысле это было политическое решение. Ресурсосбережение ставили и продолжают ставить во главу угла. Если бы не одно «но» — низкие эксплуатационные свойства зданий, которые выявились с годами. Слабым звеном здесь оказались именно ограждающие конструкции (к монолитному каркасу претензий нет), а точнее — наружный облицовочный слой, выполненный в полкирпича, а это 12 сантиметров, который обычно подвергается разрушению как в углах, так и в торцевых секциях здания.

— Потому что кирпичи «приклеены» к воздуху?

— Встречается и такое. По науке облицовочный слой должен крепиться к монолитной или сборной железобетонной панели (не к утеплителю, а к стене) стальными связями. Но кто проверит, заложили ли стальные связи каменщики? Для них главное — «гнать метраж», от этого зависит их заработок. Сколько сотрудники госстройнадзора при проведении проверок выявили нарушений при кладке облицовочного слоя ограждающих конструкций (отсутствие армирования и закладных деталей кладки) — не сосчитать.

— В домах каких серий применяются трехслойные стены?

— Дело не в сериях, а в проектных решениях. Трехслойные ограждающие можно использовать всюду, за исключением разве что панельных домов. Правда, ее применение имеет серьезные недостатки. Наименьший вред она приносит только в малоэтажном строительстве. Разница: рухнет кирпич с высоты 17-го этажа или с высоты первого! Дело в том, что тонкая облицовка с течением времени разрушается под воздействием внешних условий — снега, ветра, дождя, перепада температур. Особенно если кладка выполнена неправильно. Достаточно небольшой трещинки, чтобы стена начала «рваться», а впоследствии осыпаться. Ее могут раскачать и обрушить тяжелые рекламные конструкции, спутниковые тарелки (эффект парусности). Всего за несколько лет новостройка способна стать аварийным объектом.

Рухнувшая стена на ул. Кирова. фото: Ольга Власова

Поскольку на территории области дома с трехслойными ограждающими строят более 15 лет, мы первыми убедились, что с точки зрения эксплуатационной надежности они не лезут ни в какие ворота. Вот уже несколько лет мы боремся, чтобы строительство зданий подобного типа было прекращено. Посылали кучи бумаг по разным инстанциям. В 2008 году министерство стройкомплекса области издало распоряжение о запрете применения таких технологий на территории нашего региона. Запрет действует до сих пор.

— Кто-нибудь проверяет надежность новых строительных технологий, прежде чем они начнут тиражироваться?

— Раньше — я имею в виду в советское время — этому уделялось большое внимание. Действовали по принципу «семь раз проверь, один раз отрежь». Только в Москве и области в системе Госстроя СССР работало три десятка отраслевых научно-исследовательских институтов, которые разрабатывали государственные стандарты в строительстве, санитарные нормы и правила, тщательно изучали, испытывали новые строительные материалы, конструкции, технологии, проектные решения, прогнозировали отдаленные результаты их применения, прежде чем давали добро. Говорят, что это была слишком громоздкая, забюрократизированная система, однако все, что было построено в советское время, стоит.

— Вообще-то любому новоселу небезразлично, «из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши квартиры»…

— Правильно! Поэтому любой уважающий себя строитель обязан дать потребителю исчерпывающий ответ, как будут вести себя стены из газобетона в течение 100 лет (ведь срок эксплуатации дома рассчитан на 100 лет, а не на 20), что станется с пенополистирольным утеплителем, через сколько лет превратится в труху монтажная пена, которой «приклеивают» стеклопакеты, и пр. Гарантий, по сути, не существует, потому что большинство технологий и материалов появились на стройках России недавно.

— Какие стандарты в сфере жилищного строительства действуют в России сегодня?

— На сегодня Минрегионразвития РФ определен перечень нормативов, обязательных для исполнения. Он вывешен на сайте министерства, и читатели могут с ним ознакомиться. Перечнем руководствуются все саморегулируемые организации, работающие в строительной отрасли. На основании нормативов они получают так называемые допуски на проведение тех или иных работ. (Лицензирование в строительстве сегодня отменено.) Если организация попадает в перечень, она получает допуск. Например, на строительно-монтажные работы. Если же она хочет расширить свой допуск — взяться за работы по кирпичной кладке или сантехнике, то тогда она должна подать заявку и оплатить ее… Это достаточно сложная страховая система, когда в случае непредвиденной ситуации страховой фонд компенсирует восстановление объекта, возможные жертвы и другие потери. То же самое — с получением допуска на проектирование.

Угол дома №16 держится только на стяжках. фото: Ольга Власова

— Это хуже или лучше, чем старые правила, когда требовалась лицензия? Выходит, что проектировать, строить может любой?

— Без комментариев.

— В чем тогда роль стройнадзора, как он работает?

— Наше ведомство надзирает (подчеркну — надзирает) за строительными работами, а контролирует стройку, все, что происходит на стройплощадке, технический заказчик. В области сейчас около 5 тысяч строящихся объектов, а в стройнадзоре работает 180 человек. Охватить все объекты физически невозможно. Поэтому мы осуществляем надзор за строительным объектом на основании графика посещений, согласованного с застройщиком. В любой день вне графика мы не имеем права войти на объект. Таков закон. Закончили строители какой-то этап, на стройплощадку прибыл инспектор (опять-таки в соответствии с графиком), проверил качество работ, документы, убедился, что все нормально, и дал отмашку на проведение следующего этапа. Если необходимо что-то переделать — дал предписание переделать, после проверил, как переделали. Не так давно мы отстояли свое право входить на объект не один раз в три года, а по графику, и это огромный прогресс. Почему пожарные сегодня на объектах не появляются, почему мы повсюду горим? Потому что пожарные могут проверять состояние объектов именно один раз в три года.

Почему сегодня только стройнадзор принимает дома в эксплуатацию? Раньше это делала государственная приемочная комиссия, в которую входили представители местных органов власти, пожарные, санитарный контроль, экологический контроль, заказчик, подрядчик, субподрядчики — все, кто принимал участие в сооружении объекта. С принятием нового Градостроительного кодекса процедура сдачи объектов упростилась в разы. Строителям то, конечно, удобно, а хорошо ли от этого людям, жильцам?

— Что делать собственникам квартир, у которых обрушились «трехслойные» стены?

— Я бы не стал драматизировать ситуацию. Подобные разрушения подлежат восстановлению и восстанавливаются. Вопрос: за чей счет? Если поможет богатый муниципальный район — большое спасибо. Обычно же жильцы многоквартирных домов делают это за свои деньги через ТСЖ и нанятые ими управляющие компании. Другое решение вопроса, если приключилась такая беда, — через суд потребовать от строительной компании возмещения ущерба. Это самая сложная фаза решения проблемы. Спустя 3–5 лет после сдачи объекта найдем ли мы тех, кто его проектировал? Кто выступал техническим заказчиком, кто вел контроль на стадии строительства? Найдем ли подрядчика, выполнявшего строительные работы? Конкретного исполнителя, неправильно приварившего анкер, из-за которого конструкция рухнула? Не найдем, потому что конкретный исполнитель уже давно на своей исторической родине.

Отсюда — третья рекомендация. Всеми возможными силами заставлять ТСЖ, управляющие компании тщательно следить за состоянием дома, мониторить появление трещин в кирпичной облицовке и немедленно их ремонтировать. Это муторная работа, но если УК будут только собирать деньги с жильцов и чесать нос, недалеко и до трагедии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру