Создавать «зоны стабилизации» в Москве чиновники пообещали москвичам еще в ходе публичных слушаний по Генплану. Эксперимент решено было начать с Юго-Западного округа, жители которого наиболее яростно сопротивлялись новому строительству. С приходом в мэрию Сергея Собянина тренд на ограничение застройки сложившихся кварталов заметно усилился. Градоначальник потребовал включить в «зону стабилизации» центральную часть города, ранее считавшуюся «зоной реорганизации» и перспективного строительства. На днях правительство Москвы утвердило проекты планировок четырех территорий, прилегающих к пешеходному маршруту Нескучный сад — Киевский вокзал. «Большая часть этих территорий расположена в районах Хамовники и Якиманка Центрального округа. Небольшая часть находится также в Дорогомилове — это площадь Киевского вокзала и площадь Европы», — пояснили в горадминистрации.
Прежде у чиновников и инвесторов были большие планы на эти лакомые куски столичной земли. Согласно проектам планировки, разработанным Москомархитектурой в 2009 году, здесь планировалось снести 58 тыс. кв. м существующего жилья и построить 671 тыс. кв. м современной недвижимости. Только в пределах участка, ограниченного улицами Большая Пироговская, Льва Толстого, Комсомольским проспектом и Трубецкой улицей, взамен 16 тыс. кв. м домов с деревянными перекрытиями должно было появиться 223 тыс. кв. м (т.е. в 14 раз больше!) нового жилья. Но теперь эти амбициозные проекты отправлены «в утиль». «Новые предложения являются скорее проектами благоустройства, нежели строительства», — подчеркивает Кузьмин. В частности, в районе улиц Большая Пироговская, Льва Толстого и Трубецкая новое строительство ограничится 10 тыс. кв. м. И это будет не коммерческий объект, а школа на 700 учащихся по переулку Хользунова.
В «зоне стабилизации», окружающей улицу Плющиха (83 га), к существующим 600 тыс. кв. м площадей будет добавлено всего 15 тыс. кв. м, что составляет 2,5%. Проектировщики предлагают восстановить храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Бережках (Ростовская набережная), провести реконструкцию детского сада и школы № 34 на Плющихе, а также построить центр бытового обслуживания (2 тыс. кв. м) в
Кроме того, Москомархитектура намерена провести целый ряд мероприятий по реконструкции существующей улично-дорожной сети. Целый ряд магистралей, попадающих в зону организации туристической трассы, будут расширены (например, ул. Тимура Фрунзе, Плющиха, Еланская, Погодинская, а также Ростовская набережная), некоторые улицы и переулки сменят режим использования с одностороннего на двусторонний (Малая Трубецкая) или наоборот (Большой Саввинский пер.).
Из крупных проектов в утвержденных «зонах стабилизации» уцелела гостиница на пересечении Комсомольского проспекта и Садового кольца, а также подземные комплексы при входе в парк Горького и Нескучный сад. Правда, подземное пространство будет использовано исключительно для создания парковочных мест, а не торгово-развлекательных площадей, как планировалось ранее.
Еще одно новшество касается оформления пешеходного маршрута, изначально носившего название «Стеклянные улицы». «Никаких крытых стеклянных галерей и крыш создавать не предполагается. Люди будут гулять по свежему воздуху. В этом и заключается смысл пешеходной прогулки», — заявил Александр Кузьмин «МК».