Ловкость рук, и никакого объема

В “Лужниках” прошел первый фестиваль по мадоннари

Их главный враг — осадки. Их лучший друг — мел. Они рисуют на асфальте, но не примитивные рисунки и надоевшие граффити, а объемные картины в стиле мадоннари, пришедшем к нам из глубины веков. На создание 3D-полотна уходит от нескольких часов до нескольких недель, а вот живут эти творения недолго — до первого дождя. Впрочем, участники первого московского фестиваля уличного арт-искусства в “Лужниках” уверены, что в этом и есть прелесть такого искусства, цель которого — успеть насладиться иллюзией.

В “Лужниках” прошел первый фестиваль по мадоннари

Своим названием этот особый вид живописи обязан Мадонне. Именно ее чаще всего изображали уличные художники в XVI веке на площадях во время религиозных праздников. Правда, тогда об объемных изображениях никто и не помышлял, но прогресс, как известно, дело великое, так что сегодня картины на асфальте неизменно поражают не только своими художественными достоинствами, но и реалистичностью. Пропорции искажаются, грамотно прорисовываются тени, поэтому из-за оптической иллюзии с высоты человеческого роста рисунок кажется объемным.

Одно из самых выдающихся достижений тротуарной живописи — ледяной разлом, созданный немецкими художниками Эдгаром Мюллером и Дэном Лэри прямо на улице небольшого городка в Ирландии. Площадь картины — 250 кв. метров. Если смотреть на нее с определенной точки, кажется, что прямо в асфальте образовался гигантский пролом, куда стремительным потоком стекает вода и свисают гигантские сталактиты. В числе работ немецкого дуэта также «Конец света», для создания иллюзии которого мастера покрыли всю улицу потоками бурлящей лавы, и бурная река, заканчивающаяся водопадом, тоже растянулась на целую улицу. Весьма специфически смотрятся прохожие, шагнувшие на эту часть улицы, а желающих «постоять» над пропастью или в центре стремительного водоворота находится немало. В Европе мадоннари уже давно стали эффективным средством для привлечения туристов.

Ловкость рук, и никакого объема

Ловкость рук, и никакого объема

Смотрите фотогалерею по теме

Поразительно, но в большой и творческой Москве искусство мадоннари совсем не развито. По крайней мере, здесь нет специальных клубов по интересам, мест встреч и площадок для художественной самореализации. Да и самые известные мастера уличной 3D-живописи родом не из столицы, а из далеких Волгограда, Ессентуков и Калининграда. Филипп Козлов, Игорь Соловьев и Олег Поливанный — вот те, кто стоял у истоков отечественного мадоннари-движения и по сей день остаются лучшими в своем деле. Все трое приехали и на московский арт-фестиваль в «Лужниках», где не только продемонстрировали свое мастерство, но и дали небольшие мастер-классы для всех желающих. Желающие, кстати, имели возможность тут же попытать счастья на асфальте. Их «пробы пера» несколько дней можно было наблюдать близ Престижной аллеи в парке спорткомплекса.

фото: Кирилл Искольдский

Ну а мы понаблюдали за тем, как работают настоящие мастера. Участник из Калининграда Олег Поливанный представил в «Лужниках» картину в духе звездных войн, несмотря на то что тематика конкурса спортивная. Как у всякого художника, у него свои секреты. Например, в отличие от некоторых собратьев по цеху, творящих строго по эскизной разметке, выполненной на компьютере, он все расчеты производит на месте, попутно внося какие-то коррективы в ранее задуманное. На «рабочем месте» калининградского мастера царит творческий порядок: на асфальте уже четко размечены границы будущего полотна, рядом лежит бумажный эскиз, а по центру высится камера на штативе. В искусстве мадоннари главное — верно выбрать точку обзора, чтобы в конечном итоге получить настоящее объемное изображение. Чуть ошибся в расчетах — нужного эффекта уже не добиться, как свои художественные таланты ни проявляй. Не зря говорят, что математика и живопись в этом виде уличного искусства равноправны!

А вот другой конкурсант — Игорь Соловьев из Ессентуков, работает по другой схеме. Профессионал компьютерной 3D-графики, он и на асфальте не обходится без точных расчетов. Площадь будущей картины уже размечена точками, которые полностью копируют разметку фотоэскиза. Затем с такой же скрупулезностью на уличный «холст» будут переноситься фрагменты рисунка с сохранением всех оттенков и теней. Игорю потребуется почти три дня, чтобы на черном асфальте появились три стремительных велогонщика, несущиеся по кругу. Правда, это не самая глобальная работа мастера. В его активе есть реклама крупного торгового центра в Краснодаре, над которой мадоннари в одиночку корпел аж 11 дней...

Пожалуй, самый именитый из участников фестиваля — волгоградец Филипп Козлов, первым из россиян принимавший участие в престижных конкурсах уличного искусства на Западе и взявший там призовые места. Недавно он даже пострадал за свое мастерство, попав в криминальные сводки и СМИ. Филиппа арестовала полиция родного Волгограда за то, что он нарисовал в местном порту огромную яхту, желая порадовать известного дизайнера Артемия Лебедева, в то время как раз совершавшего речной круиз из Москвы в Астрахань. Впрочем, мадоннари это не смутило, он по-прежнему творит и полон решимости брать новые и новые вершины. Сейчас он планирует поступать в Британскую высшую школу дизайна, а также первым в мире освоить новую технику рисунка, создающую иллюзию отражения в стекле.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру