Святая наука — расслышать друг друга

Но россияне ей не обучены

Но россияне ей не обучены

тестовый баннер под заглавное изображение

Известные строки Окуджавы не случайно послужили названием этих заметок. Слишком многое вокруг свидетельствует о нарастании радикализации общественных настроений, нежелании и неумении вступать в конструктивный диалог. Что в равной степени относится ко всем без исключения политическим оппонентам. Есть ли выход из этого замкнутого круга? Политический я пока не вижу, но педагогический — ясен.

Много лет назад Булат Шалвович рассказал мне историю, которая о многом заставила задуматься. Поэт камерный, далекий от политики, он никогда не был в чести у властей, но и не вызывал с их стороны особой агрессии. По большей части в критических статьях его атаковали завистливые собратья по литературному цеху. И вдруг — разгромная статья одного из секретарей Ленинградского горкома партии (это была женщина) в «Московской правде», где поэту вменялись в вину безыдейность, абстрактный гуманизм и нравственное растление молодежи. Набор обвинений не отличался оригинальностью. Удивляло другое: страстность автора и сам факт публикации статьи ленинградского партфункционера в московской газете.

По тогдашним неписаным правилам спланированная государственная травля обычно начиналась в центральной партийной печати, дающей сигнал остальным изданиям. И лишь затем спускалась на региональный уровень, где каждый гонитель, действуя в своей вотчине, дублировал на разные лады генеральную линию. Ничего подобного не предшествовало появлению злополучной статьи, да и времена были достаточно вегетарианскими (конец 70-х годов). По всему выходило, что работа не заказная, а написана по велению души.

Далее предоставляю слово поэту:

— Я написал ей письмо, где рассказал о том, как расстреляли отца, посадили мать, как мальчишкой ушел на фронт... Завязалась переписка. Кончилось тем, что она пригласила меня к себе в Питер...

Имея представление о чувстве собственного достоинства и кавказской гордости Окуджавы, я сначала онемел, а потом промолвил:

— Как вы, с вашим умом и талантом, метали бисер перед этой...

— Но она же человек! — последовал мудрый, спокойный ответ.

Позже судьба подарила мне счастье знакомства с отцом Александром Менем. Он, постоянно находившийся на линии огня (доносы, клевета, угрозы), со смехом реагировал на облыжные обвинения в газете «Труд», но обстоятельно, на нескольких десятках страниц, ответил одной-единственной женщине, усомнившейся в его верности церковным традициям.

Письмо это теперь опубликовано. В нем поражает не столько убедительность аргументов, сколько тональность: «Я сознаю, что полон слабостей, недостатков, грехов, разумеется, не чужд и ошибкам, но, сколько помню себя, всегда был верен учению Церкви...» Далее следует исповедальный рассказ о детстве, семье, служении в церкви и лишь потом подробный разбор доводов оппонента.

Результат — тот же, что и в истории с Окуджавой: после получения этого письма женщина прислала отцу Александру новое послание, где она снимает все свои обвинения, раскаивается в своем поступке и сообщает, что осознала истинно христианскую суть его книги и пастырского служения.

Два таких разных человека — атеист и православный священник, — но в сходных обстоятельствах они ведут себя одинаково и добиваются главного результата: врага превращают в друга. Эти примеры наталкивают на серьезные педагогические размышления о культуре и действенности диалога как средства решения труднейших проблем. Прошел не один десяток лет, прежде чем мне открылся подлинный смысл поначалу показавшейся спорной мысли Григория Померанца: «Стиль полемики — важнее предмета полемики».

Разумеется, никто не призывает к безответственному благодушию. Каждый раз, встречаясь с проповедью человеконенавистнических идей, подлогом, подтасовкой, фальсификацией, необходимо давать жесткую отповедь подстрекателям, прекрасно осознающим, что они творят. Но сейчас речь не о них. В публичной схватке даже с самым злобным и недобросовестным оппонентом, которого бессмысленно пытаться переубедить, всегда подразумевается третья, колеблющаяся сторона, которая до поры молчаливо наблюдает поединок, оценивая не только убедительность аргументов, но и стиль их подачи.

В наших обстоятельствах одним из действенных способов обучения юношества диалогу мне представляется развертывание перед учащимися выдающихся образцов достойной полемики в сопоставлении с нынешней жалкой пародией на нее.

Трудно представить славянофила Аксакова, занятого поисками компромата на западника Грановского. При самой глубокой искренней озабоченности поисками исторических путей развития отечества они добросовестно искали истину, а не стремились любой ценой повергнуть в прах оппонента. Так, например, даже тогда, когда назревал полный идейный разрыв и возникла угроза вражды между Хомяковым и Одоевским, они стремились «вопреки всему достичь взаимопонимания или, на худой конец, избежать публичных столкновений». Недаром, вспоминая атмосферу тех давних дискуссий, их непосредственный участник Герцен великодушно писал о своих оппонентах: «Да, мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь, но не одинаковая. И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».

Едва ли кто-то специально обучал этих людей тому, что сегодня принято называть толерантностью. Воспитание, сам уклад жизни с неписаным, но неукоснительно соблюдаемым кодексом чести предопределяли корректность и добросовестность в самых жарких спорах.

Мне посчастливилось прочитать книгу православного философа С.И.Поварнина «Искусство спора. О теории и практике спора» (Петроград, 1923). Примечательно, что книга, выдержавшая за короткий срок четыре издания (1917, 1918, 1922, 1923), вскоре, как только единственными аргументами в спорах стали кулак и пуля, оказалась забытой на долгие десятилетия. Сегодня же — как никогда нуждается в широком массовом переиздании. Ограниченные рамки статьи не позволяют подробно рассмотреть этот бесценный источник знаний о цивилизованных способах полемики, но показательна даже сама типология споров по их мотивам и целям, приведенная автором:

«1. Спор для разъяснения истины.

В чистом, выдержанном до конца виде этот тип спора встречается крайне редко, только между очень интеллигентными и спокойными людьми.

...Кроме несомненной пользы он доставляет истинное наслаждение и удовлетворение, является поистине „умственным пиром“. Тут и сознание расширения кругозора на данный предмет, и сознание, что выяснение истины продвинулось вперед, и тонкое, спокойное возбуждение умственной борьбы, и какое-то особое, эстетическое, интеллектуальное наслаждение, после такого спора чувствуешь себя настроенным выше и лучше, чем до него. Даже если нам приходится „сдать позиции“, отказаться от защищаемой мысли и т.д., некоторое неприятное сознание этого совершенно может отойти на задний план по сравнению с другими впечатлениями. Такой спор по существу совместное расследование истины. Это высшая форма спора, самая благородная и самая прекрасная.

2. Следующий тип спора: не проверка истины, а убеждение в ней противника. Здесь важна не истина, а противник. И во славу истины часто пускаются в ход уловки.

3. Еще ниже часто стоит спор, когда цель его не исследование, не убеждение, а просто победа. Победа любой ценой даже при таком жалком приеме, как оставить за собой последнее слово. С доводами в таком споре не церемонятся. Спорщики руководствуются не столько доводами рассудка, сколько средствами ораторской убедительности, внушительностью тона, острыми словами, красотой выражения, возбуждением нужных чувствований и т.п.». (Цит. с сокращениями по изданию 1923 года.)

Увы, сейчас и в политике, и по телевидению, и в быту мы наблюдаем лишь последний вид спора. А вступающее в жизнь поколение, в свою очередь, не церемонится с инакомыслящими в Интернете. Начинать размыкать этот замкнутый круг, конечно, надлежит школе. Но одной ей не справиться. Сумеют ли взрослые осознать свою ответственность перед юношеством? Не уверен. Хотя альтернатива диалогу — кровь.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру