Рассмотрение дела длилось четыре часа. В начале адвокат Общества защиты прав потребителей Роза Баршина еще раз изложила суть претензий. Замечания касались работы церковной лавки, расположенной внутри храма и сводились к следующему: далеко не на всех товарах присутствуют ценники, полностью отсутствует какая-либо информация о продавце, купленные вещи вернуть назад уже невозможно. При этом представитель ОЗПП обратила внимание, что не все товары из ассортимента церковной лавки относится к предметам религиозного культа.
— В храме Христа Спасителя были приобретены две шкатулки, белый платок, полиэтиленовый пакет, серебряное кольцо и цепочка, — заявила Баршина. — Мне не кажется, что все это действительно относится к тем вещам, которые церковь может реализовывать без уплаты налогов и соблюдения закона о потребительской деятельности.
В ответ руководитель юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения признала, что представленные вещи скорее относятся к предметам религиозного назначения (а не культа). При этом она заметила, что нет доказательств того, будто эти вещи действительно были куплены в ХХС. Надо признать, ОЗПП действительно не представило бумажных свидетельств покупки — поскольку чеков не выдают. Правда, на продемонстрированных в суде шкатулках был изображен храм Христа Спасителя.
Позже инокиня Ксения представила свою точку зрения на то, как работает церковная лавка в храме. Оказалось, что все вещи распространяются там бесплатно. На них лишь указана «ориентировочная сумма пожертвования». Дальше люди вольны либо согласиться и пожертвовать нужную сумму, либо заплатить кто сколько сможет.
При этом верующую не смутил тот факт, что нигде в храме про «ориентировочную сумму пожертвования» ничего не сказано. Около стен стоят обычные «копилки», куда люди кидают деньги. В лавку же все идут, как в магазин. Торговаться в голову никому не приходит. Все добровольно платят по указанной цене.
Одним из основных доказательств ОЗПП должно было стать выступление четырех свидетелей. Тех самых людей, которые 31 мая совершали контрольную закупку, а потом разбирались на месте, почему в торговле допускаются нарушения. Увы, показания активистов Общества, пожалуй, и привели к тому, что суд в итоге выиграла РПЦ.
Свидетели к заседанию были откровенно не готовы. Не все даже знали, как точно называется организация-истец и к кому, собственно, выдвинуты претензии. Сотрудники ОЗПП не смогли точно вспомнить, что же продавалось в церковной лавке. Приглашенные люди путались в определении вещей религиозного культа и назначения.
Адвокат Роза Баршина еще до оглашения решения судьи призналась «МК», что не верит в успешный исход дела. «Думаю, что мы подадим апелляцию. Надежда есть только на Верховный суд. Редко когда вторая инстанция отменяет решение первой», — сказала юрист.
В ходе суда складывалось впечатление, что весь процесс, затенный ОЗПП, носил рекламный характер. Если уж ты пытаешься бороться с такой серьезной организацией, как РПЦ, то делать это надо вдумчиво. Неподготовленное же выступление свидетелей откровенно дискредитировало все дело. Шансов выиграть практически не было. А зачем тогда надо было начинать? Интересно, знают ли ответ на это в самом Обществе защиты прав потребителей?
Итог был предрешен. Судья согласился, что коммерческой деятельности в ХХС нет. Так как убедительных доказательств обратного не было — решение принято в пользу церкви.
В конце мы подошли к инокине Ксении и спросили ее, неужели в храме действительно можно купить золотой крестик за 50 рублей? Пожертвование-то добровольное. «А вы сходите и попробуйте. Вдруг получиться. Если нет — тогда и поговорим», — ответила женщина.