— У меня опасение, что мы сейчас все кинемся модернизировать и погубим то хорошее, что есть у нас, — задал тон модератор совещания, ректор Калужского государственного университета Максим Казак.
Впрочем, главная беда, по словам директоров школ, заключается в том, что чиновники замучили их отчетностью:
— Учителям приходится проводить бесконечные недели и месячники, а затем еще и составлять по итогам таблицы отчеты, а в последнее время — подтверждать проведение мероприятий фотоматериалами. В итоге за квартал мы заполняем около 50 отчетов. Школа стала местом, где дети мешают педагогам и чиновникам работать с документами.
Дмитрий Ливанов не возражал.
— В педагогическом сообществе и правда накопилась усталость от перемен. Поэтому новых революционных новшеств не будет, — пообещал он. — Мы лишь завершим начатые изменения и повысим статус педагогов. Также ставим задачу в несколько раз сократить отчетность. Учитель должен писать отчет не чаще раза в полгода-год. Поэтому в течение месяца Минобрнауки подготовит предложения по радикальному снижению отчетности.
Впрочем, ряд проблем всё же придется решать, отметил министр. А значит, появятся некоторые новшества. Например, российские школьники учатся меньше, чем их зарубежные сверстники. Этот временной разрыв, по словам Ливанова, в ближайшие годы будет восполнен в основном за счет дошкольного и дополнительного образования. Другое, чем, по его словам, займется государство, — поддержка слабых школ. А то из-за усиленной господдержки лидеров образования между ними и подавляющим большинством обычных школ в последние годы возник разрыв. А дети тем самым утеряли равные возможности получить качественное образование. Прекратится, по словам министра, и массовое закрытие малокомплектных школ. Существенную роль в их поддержке будут играть дистанционное обучение и прочие новые технологии. А в целом развитие образования, по его словам, пойдет так: «Опора на наши преимущества (например, математическое образование) и восполнение дефицита (прежде всего в части изучения иностранных языков). К 2020 году ЕГЭ по иностранным языкам станет обязательным. И в этой связи предстоит внедрить новые методики изучения иностранных языков, прежде всего английского».
ЕГЭ при министре Ливанове сохранится. Однако перестанет быть доминирующим способом оценки знаний: его дополнят другие параметры.