Мэрия Таллина подарила горожанам бесплатный проезд

Для москвичей, на транспортные проблемы которых мэрия тратит четверть бюджета, это больше чем утопия

Мэрия Таллина сделала поистине королевский подарок своим таллинцам - с 1 января общественный транспорт стал бесплатным для всех жителей города. Столица Эстонии стала первым из крупных городов мира, решившимся на столь беспрецедентные меры. Чтобы сделать транспорт общедоступным потребовалось 2,5% городского бюджета Таллина или 12 миллионов евро.

Для москвичей, на транспортные проблемы которых мэрия тратит четверть бюджета, это больше чем утопия

Столь красивая, почти утопическая идея, как общедоступный городской транспорт получила поддержку большинства населения на общегородском референдуме в марте 2012 года, в ходе которого за нее высказались 75% от общего числа горожан. Бесплатным проездом в мэрии намереваются поддержать малоимущих граждан, пенсионеров, многодетные семьи и людей, пострадавших от экономического кризиса. Помимо этого с помощью льготы надеются решить транспортную проблему – пересадить горожан из личных авто на автобусы, троллейбусы и трамваи.

Для бесплатного проезда жители Таллина приобретают единые проездные карточки. Каждый проездной билет нужно предварительно зарегистрировать через интернет, и, входя в автобус, троллейбус или трамвай, приложить ее к электронному регистратору-валидатору. На данный момент выдано около 200 тысяч единых проездных карточек, причем население Таллина составляет около 420 тысяч человек, а ежедневно общественным транспортом в столице Эстонии пользуются свыше 100 тысяч.

На сегодняшний день сеть маршрутов уличного общественного транспорта Таллина составляет порядка 700 км. В мэрии подсчитали, что доходы от продажи билетов покрывают только 30-40% транспортного бюджета эстонской столицы, а полностью стоимость проезда оплачивают только 8% горожан. Компенсировать потери в бюджет будут с помощью поступлений налоговых поступлений и доходов от туризма. По мнению мэра Таллина Эдгара Сависаара, бесплатный общественный транспорт станет дополнительным стимулом для получения городской прописки, и тем самым увеличит налоги в городскую казну – на сегодняшний день от 20 до 40 тысяч горожан проживают в Таллине без постоянной регистрации.

Прогрессивным нововведением таллинской мэрии уже восхитился мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. Он заявил, что всегда мечтал сделать общественный транспорт своего города общедоступным, удобным и побуждающим к его использованию. К сожалению, для Нью-Йорка опыт балтийского Таллина пока еще остается недосягаемым.

Московские власти на новацию Таллина пока никак не отреагировали. В Москве с ее бюджетом с 1,5 триллиона рублей и многомиллионным населением подобные социальные проекты – больше, чем утопия. К слову, на транспортные нужды в 2013 году в столичном бюджете заложена довольно объемная статья, общей стоимостью 400 миллиардов рублей. На решение транспортных проблем городские власти закладывают значительно больше средств, чем на здравоохранение, образование, социальную поддержку и любые другие проекты, в общей сложности более четверти от всего городского бюджета. В числе главных транспортных приоритетов обозначены «сокращение времени на поездку из жилых районов до работы на 15-20%, введение в эксплуатацию 320 тысяч машиномест, сокращение доли населения, обслуживаемого метрополитеном с 22 до 18% и создание сети велодорожек».

Татьяна Чередникова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру