Столь красивая, почти утопическая идея, как общедоступный городской транспорт получила поддержку большинства населения на общегородском референдуме в марте 2012 года, в ходе которого за нее высказались 75% от общего числа горожан. Бесплатным проездом в мэрии намереваются поддержать малоимущих граждан, пенсионеров, многодетные семьи и людей, пострадавших от экономического кризиса. Помимо этого с помощью льготы надеются решить транспортную проблему – пересадить горожан из личных авто на автобусы, троллейбусы и трамваи.
Для бесплатного проезда жители Таллина приобретают единые проездные карточки. Каждый проездной билет нужно предварительно зарегистрировать через интернет, и, входя в автобус, троллейбус или трамвай, приложить ее к электронному регистратору-валидатору. На данный момент выдано около 200 тысяч единых проездных карточек, причем население Таллина составляет около 420 тысяч человек, а ежедневно общественным транспортом в столице Эстонии пользуются свыше 100 тысяч.
На сегодняшний день сеть маршрутов уличного общественного транспорта Таллина составляет порядка 700 км. В мэрии подсчитали, что доходы от продажи билетов покрывают только 30-40% транспортного бюджета эстонской столицы, а полностью стоимость проезда оплачивают только 8% горожан. Компенсировать потери в бюджет будут с помощью поступлений налоговых поступлений и доходов от туризма. По мнению мэра Таллина Эдгара Сависаара, бесплатный общественный транспорт станет дополнительным стимулом для получения городской прописки, и тем самым увеличит налоги в городскую казну – на сегодняшний день от 20 до 40 тысяч горожан проживают в Таллине без постоянной регистрации.
Прогрессивным нововведением таллинской мэрии уже восхитился мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. Он заявил, что всегда мечтал сделать общественный транспорт своего города общедоступным, удобным и побуждающим к его использованию. К сожалению, для Нью-Йорка опыт балтийского Таллина пока еще остается недосягаемым.
Московские власти на новацию Таллина пока никак не отреагировали. В Москве с ее бюджетом с 1,5 триллиона рублей и многомиллионным населением подобные социальные проекты – больше, чем утопия. К слову, на транспортные нужды в 2013 году в столичном бюджете заложена довольно объемная статья, общей стоимостью 400 миллиардов рублей. На решение транспортных проблем городские власти закладывают значительно больше средств, чем на здравоохранение, образование, социальную поддержку и любые другие проекты, в общей сложности более четверти от всего городского бюджета. В числе главных транспортных приоритетов обозначены «сокращение времени на поездку из жилых районов до работы на 15-20%, введение в эксплуатацию 320 тысяч машиномест, сокращение доли населения, обслуживаемого метрополитеном с 22 до 18% и создание сети велодорожек».
Татьяна Чередникова