«Война» в Италии

Разыскиваемые в России активисты скандальной арт-группы сбежали на Апеннинский полуостров

«МК в Питере» обнаружил следы группы «Война» — Вора, Козы и Лени в Италии. Там они ведут себя гораздо спокойнее, чем в Петербурге, — автозаки не жгут, полицейские машины не переворачивают. Теперь их жизнь — это милые семейные праздники и лекции в культурных центрах с рассказами о своей боевой славе.

Разыскиваемые в России активисты скандальной арт-группы сбежали на Апеннинский полуостров
В Италии они ведут семейный образ жизни.

Московская троица — Вор (Олег Воротников), Коза (Наталья Сокол) и Леня Шибанутый (Леонид Николаев) — наделала много шума в Питере. То они поразили город фаллосом на Литейном мосту, то перевернутыми полицейскими машинами. Они уверяли, что добывают себе пропитание воровством в магазинах. Обливали милицию мочой из бутылок. И то сидели в тюрьме, то судились за свою свободу. «Война» поставляла новости буквально каждый месяц. Но бои отгремели. Ни новых акций, ни громких заявлений. Последняя выходка «Войны» датируется аж 31 декабря 2011-го, когда они сожгли полицейский автозак, поздравив тем самым с Новым годом своих друзей-политзаключенных. Обещали и дальше дебоширить. Но с тех пор как в воду канули. Наверное, ушли в глубокое подполье, решила публика, переживают нелегкие времена, ведь все трое находятся в федеральном розыске, ориентировки на них переданы даже в Интерпол.

Хорошо же сработали наши и международные правоохранители. Судя по всему, холодный и враждебный Питер группа давно променяла на солнечную Италию, где у них одна за другой проходят выставки. Первая состоялась еще весной прошлого года, но на ней активисты еще не присутствовали. Вторая была в декабре 2012-го в Милане. «На открытии активисты «Войны» прочтут лекцию о современном политическом искусстве в России. Затем дискуссия, пьянка и поножовщина», — зазывал анонс на сайте группы. Третья выставка прошла в январе в Венеции.

Устраивать выставки, да и, судя по всему, вообще существовать в Италии «Войне» помогает лидер венецианских левых Марко Баравалле. Кроме того, на протяжении долгого времени группу поддерживал известный британский художник-граффитист Бенкси (его настоящего имени никто не знает). На своем официальном сайте группа систематически отчитывалась, на что тратит полученные от англичанина средства. Чаще всего деньги отправлялись на покупку продуктов и лекарств для поддерживаемых группой политзэков. 300 тысяч рублей Бенкси пошли на залог за Олега Воротникова, которого держали в тюрьме по делу о «дворцовом перевороте» (перевороте полицейской машины у Инженерного замка). Дело позднее было закрыто, а за залог адвокат Воротникова Анастасия Екимовская судится до сих пор. В декабре городской суд в очередной раз признал незаконным решение районного об обращении залога в доход государства.

В Санкт-Петербурге группа «Война» отметилась громкими акциями.

Та же адвокат представляет интересы «Войны» и в московском суде, где «художники» требуют один миллион рублей с режиссера Андрея Грязева, который снял про арт-группу документальный фильм «Завтра». То есть зарабатывают как могут.

В прошлом году эта картина в последний раз напомнила публике о группе «Война». «Завтра» было показано на Берлинском кинофестивале, потом на Московском кинофоруме.

— В Берлине аналогичный суд «Война» проиграла. У меня есть все документы, подтверждающие мое право на съемки и демонстрацию получившегося фильма. Теперь история повторяется в Москве, — отметил Андрей Грязев.

По его сведениям, группа действительно уже давно за пределами России.

Каким чудом «Война» пересекла границы России, остается только догадываться. Петербург они, судя по всему, покинули еще летом, если не раньше. В Интернете можно найти снимки активистов, резвящихся в стогах сена. Мелькала версия, что «Война» уехала из Питера в Крым. Но, похоже, уже в июле «бойцы» были в Европе, где трехлетний Каспер — сын Вора и Козы — с удовольствием мочился на чей-то припаркованный у обочины «Ниссан».

Но как «Войне» удалось попасть в Евросоюз? К тому же чета Вор—Коза обременены не только Каспером, но еще и дочкой со странным именем Мама Ненаглядная, которая родилась в январе прошлого года.

19 января этого года девочке исполнился год. На сайте группы можно найти несколько видеороликов с празднования ее дня рождения. На одном родители предлагают имениннице задуть свечку. Кроме Мамы, Каспера и Козы в кадр попадает еще и некая женщина, которую Наталья Сокол называет Джорджиной.

На другом видео празднование происходит уже в небольшом кафе. Девочке выносят тортик с одной свечкой. Присутствующие в помещении люди хором подхватывают на мотив американского «Happy Bithday» итальянское «Tanti auguri», что значит «наилучшие пожелания».

Вот и все тихие радости «Войны», которыми она делится с публикой.

— У «Войны» осталось только их прошлое, — уверен Андрей Грязев. — И имя Война всегда будет упоминаться в словосочетании — это те, кто рисовали на мосту.

Между тем отечественные органы правопорядка, похоже, до сих пор уверены, что группа «Война» в России. И даже периодически пытаются кого-то задерживать. В мае прошлого года в Москве полицейские во время протестной акции «Оккупай» остановили мужчину, похожего на Вора. После этого москвича препроводили в служебный автобус. Там с ним беседовали люди в штатском, предположительно сотрудники центра «Э» (подразделение ГУВД по борьбе с экстремизмом). Во время разговора у задержанного зазвонил телефон. За это бедолагу положили лицом в пол и избили. В отделе полиции у человека, похожего на Воротникова, взяли отпечатки пальцев. А жена несчастного привезла правоохранителям его паспорт. Оказалось, что вместо Вора полицейские схватили директора рекламного агентства Андрея Лукьянова, которому не повезло быть похожим на активиста «Войны». Лукьянова отпустили только на следующее утро. А в декабре из полиции сообщили невинно пострадавшему, что задерживавшие его сотрудники понесли «дисциплинарное наказание».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру