Депутаты добрались до смс-спама

Его блокировка уже началась

13 ноября 2013 в 18:58, просмотров: 4535

Каждый из нас наверняка не один раз возмущался, получив на сотовый телефон очередную порцию СМС-спама. Если бы речь шла только о безобидной рекламе — это было бы полбеды. Иногда спам-атаки доставляют в мобильные устройства «трояны» — программы, незаметные для владельцев телефонов, из-за которых клиенты банков теряют существенные средства со своих счетов. Как стало известно «МК», в Госдуму в ближайшее время поступят поправки в Закон «О связи», которые запретят спам не только с коротких цифровых и буквенных номеров, но и с обычных. Пока суд да дело, некоторые сотовые операторы уже начали блокировку нежелательных сообщений.

Депутаты добрались до смс-спама
Рисунок Алексея Меринова

За последние два года количество спам-СМС выросло в тысячу раз. При сохранении такой динамики уже через год спама в российских сотовых сетях станет больше, чем обычных СМС-сообщений, отправляемых абонентами. Эффективность рекламных СМС просто потеряет свою ценность. Они утонут в потоке спама.

Сегодня спам-СМС — это самый дешевый информационный канал, при этом содержание таких сообщений и получение согласия людей на их получение никем не контролируются. Чтобы убедиться в этом, достаточно набрать в любом поисковике слова «СМС-рассылка»: за несколько сотен рублей можно разослать спам десяткам и даже сотням тысяч людей. Эти сообщения очень раздражают. И сотовые операторы, и Минсвязи, и ФАС получают тысячи жалоб от людей. Замглавы ФАС Андрей Кашеваров в беседе с корреспондентом «МК» это подтвердил: «Эффективно бороться с этим явлением только штрафами сейчас уже невозможно. Требуется системное решение — от изменения порядка работы операторов мобильной связи до внесения изменений в законодательство».

Есть три типа СМС-сообщений, если рассматривать их с точки зрения номера отправителя. Это сообщения с коротких цифровых номеров (например, 1234), с буквенных (TAXI) и обычных (+0123 456 78 90). По действующему законодательству оператор связи обязан доставить получателю только СМС с обычных номеров. Что касается коротких цифровых и буквенных номеров, то сотовая компания сама вправе принять решение о том, доставлять их или нет.

Именно такие номера чаще всего используются для рекламных и информационных рассылок, хотя они могут осуществляться только с письменного согласия абонента. Как правило, оператор при заключении стандартного договора обязательно получает согласие на рассылку СМС рекламного содержания. Те, кто рассылает спам, соблюдением каких-либо правил не заморачиваются. Рассылка подобных сообщений — это достаточно доходный, но не всегда прозрачный бизнес операторов и агрегаторов (оптовых покупателей-продавцов трафика), и их услугами пользуются другие компании, например банки.

фото: Кирилл Искольдский

Помимо раздражения такие СМС часто содержат вредоносное программное обеспечение, созданное мошенниками для воровства денег со счетов. Посредством СМС в мобильные устройства приходят «трояны» — программы, незаметные для владельцев телефонов, результатом действия которых могут стать существенные потери средств клиентов банков.

«В ноябре мы начали блокировать сообщения с тех коротких цифровых и буквенных номеров, которые не идентифицированы в нашей сети, — говорит PR-директор одного из крупнейших сотовых операторов Петр Лидов. — В первый день «вне игры» оказались небольшое количество сообщений от банков, но лишь тех, чьи партнеры-агрегаторы вовремя не отреагировали на наше предупреждение. В любом случае, в течение суток эта проблема была решена».

В качестве решения СМС-агрегаторам и крупным клиентам было предложено заключить прямые договора. Таким образом партнеры получили возможность таргетированно работать с лояльной к СМС-рассылкам аудиторией.

Теперь немного российской арифметики — сегодня, например, услуга мобильного банка стоит для клиента 30–100 рублей в месяц. Средний объем СМС, получаемых клиентами банков, составляет порядка 10–15 в месяц (себестоимость одной СМС для агрегатора — 2–3 копейки). То есть банк платил оператору 20–30 копеек за этот объем, а с клиента получал в 200–300 раз больше. К слову, цена одной рекламной СМС в Европе составляет порядка 10 евроцентов.

Часто с банковских номеров клиенты получают не только информацию по транзакциям, но и обычные рекламные сообщения, предлагающие кредиты и другие продукты. В мобильных банковских рассылках порядка 50% от общего трафика — именно рекламные. По идее рекламные СМС, отправляемые банками, должны стоить дороже, чем обычные уведомления. Однако сейчас их цена одинаковая.

«Наша позиция очень простая: абоненты — главная ценность для компании, — заключает Петр Лидов. — В прошлом месяце наши клиенты против своей воли получили порядка 2 миллиардов спам-сообщений с буквенных и коротких цифровых номеров. Мы хотим избавить их от назойливых и вредоносных СМС. Теперь компания имеет возможность контролировать всю рассылку с помощью спам-фильтров. Конечно, большая часть агрегаторов и контрагентов заключили с нами прямые договоры, но остались и те, кто продолжает рассылать спам. Уже сейчас мы видим, что часть буквенно-цифровых спам-номеров переключились на рассылку с обычных номеров, которые по российским законам мы не можем заблокировать и обязаны доставить. Для блокировки требуется внести изменения в Закон «О связи». Надеюсь, депутаты нас поддержат. СМС-спам всех достал».

Как стало известно «МК», член Совета Федерации Руслан Гаттаров уже подготовил соответствующий законопроект. «По статистике, от мобильного спама страдает 76% российских пользователей, — отметил сенатор. — На днях Комиссией СФ по развитию информационного общества были разработаны поправки. После экспертного обсуждения на нашей площадке я их лично внесу в Госдуму. Мы разрешим только ту рассылку, независимо от вида номера, на которую абонент дал согласие».



Партнеры