Пассажирские самолеты планируют дозаправлять в воздухе, как военные

Для этого разрабатывают новую автоматическую систему

Испытания нового конуса для дозаправки самолетов в воздухе провели Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) и НПП «Звезда». Ученые заверяют, что система полностью автоматизирована и в перспективе может быть применена на гражданских самолетах.

Для этого разрабатывают новую автоматическую систему
Новый конус для дозаправки в аэродинамической трубе. Фото пресс-службы ЦАГИ.

- Главной и наиболее сложной задачей, которая должна быть решена для внедрения технологии дозаправки в воздухе в практику гражданских авиаперевозок, является обеспечение требуемого уровня безопасности полета. Эта задача может быть решена только путем создания автоматической системы управления процессом заправки в полете, обеспечивающей требуемую вероятность успешной дозаправки с первой попытки, – заявил ведущий научный сотрудник отделения аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ Александр Климин.

По оценкам специалистов, внедрение системы сократит выбросы углекислого газа в атмосферу на 20-25 процентов. Также в сообщении ЦАГИ говорится о сокращении расхода топлива, а значит экономической обоснованности системы. Впрочем, цена вопроса, как и время, которое потребуется на доведение системы до ума, пока не известны.

- Разработка ведется уже много лет. Завершенный этап испытаний — лишь очередной и в следующем году планируется начать новый этап, - сообщили «МК» в ЦАГИ.

На прошедшем этапе специалисты проверяли, как новый конус, которому добавили выдвижные щитки на кожухе, будет вести себя в возмущенном воздушном потоке. Для этого аппарат поместили в аэродинамическую трубу, сымитировав движение самолетов и турбулентность. Специалисты остались довольны результатами, сочтя испытания успешными.

Планируется, что системой оснастят в первую очередь среднемагистральные самолеты, которые смогут летать без посадки на дальние расстояния.

Однако, у экспертов на сама идея дозаправлять гражданские самолеты в воздухе вызывает резкое неприятие.

- Это заявление даже не пиар-компания, а глупость, - высказал свое мнение один из действующих летчиков. - Дозаправка в воздухе — это очень опасный маневр и выполняется он только в крайнем случае. Для военных это приемлемо. Но слишком много факторов риска, даже если система автоматическая. Во-первых, это легковоспламеняющийся керосин, во-вторых опасное сближение самолетов. К тому же военных летчиков учат дозаправляться в воздухе, а гражданских — нет. А если что-то случится? У армейских летчиков есть парашюты и катапульты, а у пассажирских, а тем более пассажиров систем спасения нет. Я не считаю это реальным.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26385 от 15 ноября 2013

Заголовок в газете: Пассажирские самолеты хотят дозаправлять в воздухе

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру