Все войны в одной могиле

Спикер Госдумы встретился с потомками участников Первой мировой

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин в четверг провел встречу с потомками ветеранов Первой мировой. Место для нее было выбрано символическое: храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках, построенный в 1906 году по типовому проекту полкового храма, а ныне известный как «храм ВДВ». Обсуждали вопросы исторической памяти.

Спикер Госдумы встретился с потомками участников Первой мировой

«Только кажется, что все это было давно, на самом деле — всего через поколение: мой дед — участник той войны, а его дед — участник Бородинского сражения», — убеждал «МК» Виссарион Алявдин, председатель Общества потомков участников Отечественной войны аж 1812 года, зампред Общественного совета по подготовке мероприятий, связанных со 100-летием начала Первой мировой. Его дед, рассказывает Алявдин, воевал, был взят большевиками в заложники и расстрелян после покушения Фани Каплан на Ленина. События, о которых школяры читают в учебниках истории, для кого-то действительно не так далеки и являются частью семейной истории. После расстрела деда бабушка Алявдина выбросила офицерские награды в Яузу. И это не единственная такая история. Зам. мэра Москвы Леонид Печатников вспомнил, что георгиевские кресты деда, которыми он в детстве любил играть, закопали от греха подальше на огороде. «Отец приходил с партсобраний, рассказывал о принятых решениях, а я, сидя у деда на коленях, слышал его бурчание: опять всё врут! — рассказывал Печатников. — Теперь они лежат в одной могиле. По-моему, эта история очень характерна для России».

Похоронить «красных» и «белых» в одной могиле — так многие видят идеал гражданского примирения. Встреча была посвящена 23 февраля — празднику совсем не той армии, которая в 1914 году вступила в Первую мировую. «Но в Красную армию записались многие царские офицеры», — постарался увязать эти два факта воедино Сергей Нарышкин. «Красный или белый лагерь они выбрали, все равно остались патриотами своего Отечества», — заявила Наталья Конева, дочь советского маршала (ее пригласили наряду с дочерью Жукова, Эрой Георгиевной). Утверждение спорное: все-таки большевики выступали за классовые, а не узкопатриотические интересы. Да и «белое» воинское кладбище возле «храма ВДВ» в 1923 году разрушили отнюдь не в приступе любви к Отечеству. Сейчас захоронения павших сто лет назад воинов восстанавливают, но с трудом. «Всего пять тысяч имен удалось восстановить за несколько лет, а погибших был миллион», — сказал настоятель храма протоиерей Михаил (Васильев).

Вот так Первая мировая и рассыпалась в исторической памяти на колоду семейных легенд. Но и с ними можно работать! «Опросите всех старших родственников, — наставлял читателей «МК» Владимир Алявдин. — Важно узнать, из какой губернии были предки-воины, тогда можно навести справки в областном архиве. Конечный пункт — Российский государственный военно-исторический архив в Лефортове, там есть послужные списки. Только приходить туда надо хорошо подготовленным!»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру