Назад, в советскую школу!

Главный тренд года в среднем образовании — всеобщее единообразие

Итоги 2012–2013 учебного года изумляют, констатировали участники семинара в Национальном исследовательском университете — Высшая школа экономики (НИУ—ВШЭ). В российскую школу второго десятилетия XXI века возвращаются «примочки» советской школы века ХХ: школьная форма, единый курс истории и даже полный анахронизм — довоенный знак ГТО.

Главный тренд года в среднем образовании — всеобщее единообразие

Бывает, незначительное событие становится знаковым. Вот и движение «За советскую школу», развернутое в Ульяновской области директором одной из местных гимназий, как нельзя лучше отразило главный тренд завершившегося учебного года — возврат в современную российскую школу хорошо забытых идей школы советской: восстановление ГТО («Готов к труду и обороне» довоенной поры); введение школьной формы; переход на единый учебник истории, уравниловка школ с их тотальным слиянием и фактическим исчезновением лицеев и гимназий.

Детям все это, выражаясь их языком, фиолетово. ГТО, например, по словам научного руководителя Института образования НИУ—ВШЭ Исаака Фрумина, они расшифровывают исключительно как «государственное техобслуживание». Так что идеологические навороты с «трудом» и «обороной», как водится, пройдут поверху, никого не задев. А вот у взрослых проблемы серьезные, не сомневается он:

— Мы все время испытываем давление сложнейших проблем — школьная история, спорт и т.д. А решать их не умеем. И, находясь на развилке — искать новые решения или использовать проверенные, старые, — предпочитаем второй путь. Вот и наши лидеры говорят: «Там (в советской школе. — «МК») было много хорошего». И депутат Яровая заявляет: «Есть такое лукавое рассуждение, что многообразие лучше, чем единообразие». Понятно, что для Яровой так и есть, поскольку многообразие сложнее единообразия. Да я и сам, видя ужас нынешнего «многообразия» в сфере высшего образования, честно говоря, начинаю думать о преимуществах старого, хирургического способа!

Тренд возврата в прошлое и в самом деле очень силен, подтвердила директор Института образования Ирина Абанкина. Особенно — у управленцев, среди которых культура многообразия моделей отсутствует напрочь. Или, выражаясь более привычным им языком, «как класс». Да наша школа и не переставала быть советской, не сомневаются социологи: «О каком многообразии можно говорить, если учредитель — органы управления образования — может уволить любого директора школы без объяснения причин». Не лучше и родители: «61% родителей поддерживает сохранение школьной системы без индивидуального выбора предметов для каждого школьника. А с 2006 года доля родителей, предпочитающих школу со специализацией, сократилась с 25% до нынешних 15%».

— От ельцинского парада суверенитетов мы приплыли к нынешнему параду единообразия, — констатировал директор департамента образовательных программ Института образования Анатолий Каспаржак. — Больше нет школ разных видов: статус гимназии и лицея стал номинальным. Из образовательного стандарта исчез региональный и школьный компонент. Введение ГТО — попытка заставить всех сделать очередную глупость и при этом хором говорить, как это замечательно. Это — полный возврат к советскому образованию. Контрреформа!

— Только смешно говорить, что эта контрреформа — в образовании, — дополнил столичный уполномоченный по правам ребенка Евгений Бунимович. — Надо лишь понимать, как быть в такой ситуации. Думаю, ключевое слово здесь — культура. А делать надо то, что учителя делали в 70-е годы: учить детей сохранять чувство собственного достоинства и показывать им, что можно оставаться человеком в любых условиях.

— Этот год можно охарактеризовать как год победы советского образования. Правда, я бы не политизировал этот сюжет и не относил бы его к «левым» или крайним «правым», — подытожил суть происходящего Исаак Фрумин. — И это еще не Курская битва. Но уже — Сталинградская.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру