В школу с ощущением катастрофы. Исповедь замученного учителя.

При ставке в 18 часов надо работать до 70 часов в неделю. Чему можно научить?!

30 августа 2013 в 20:38, просмотров: 17212

«В школу пошли очень большие деньги. Откуда же ощущение катастрофы?» - этим вопросом накануне Дня знаний задался московский учитель русского языка и литературы, член совета Межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. И сам ответил: «От осознания, что с каждым годом школе все труднее».

В школу с ощущением катастрофы. Исповедь замученного учителя.
фото: Наталия Губернаторова

Прежде всего, новый ученый год — это новый федеральный государственный образовательный стандарт, новый «Закон об образовании», новые правила и нормативные акты на местах. И каждый добавит новых нюансов в жизнь школы, учителя и ученика, смешивая в одну кучу хорошее и плохое.

Взять хотя бы указание президента Путина повысить зарплату учителя до средней по региону, где он живет и работает. Казалось бы, хорошо. Однако благими намерениями, как известно, вымощена дорога отнюдь не в райские кущи.

На деле, разъяснил суть происходящего Всеволод Луховицкий, значительное повышение зарплат педагогов обернулось чудовищной интенсификацией их труда, а, говоря проще, невиданными прежде переработками:

- По Трудовому кодексу работа учителя должна вписываться в 36 часов в неделю, включая 18 часовую ставку (время, которое учитель тратит на проведение уроков - «МК») и еще 18 часов нерегламентированного времени (прочая учительская деятельность - «МК»). Но просто повысить учительские зарплаты регионы не могут: на это нет средств. Поэтому путь один: увеличение нагрузки. И вот уже из выступлений представителей учительских профсоюзов на Московском августовском педсовете мы узнаем: теперь учитель занят на работе 55-70 часов в неделю! При этом в классе у него не 25 человек, как раньше, а 30-33. А о таких вещах, как немыслимый вал отчетности, бесконечные проверки и мониторинги (особенно, в Москве), отсутствие скоростного интернета, вследствие чего учитель вынужден ставить оценки в электронные дневники и журналы не на уроке, а дома, ночью, я уже и не говорю.

Правда, не все эти 70 часов учитель проводит в классе, уточнил он «МК»: «Тут и проверка домашних заданий, и встречи с родителями, и отсидка на совещаниях, и составление отчетов, и многое другое. Но в целом масштаб переработок ужасен. И эта хроническая замотанность учителей не может не сказаться на качестве преподавания. Таким образом, учить детей в наступающем учебном году будут хуже».

Ухудшится и ситуация с дополнительным образованием, не сомневается Луховицкий:

- По новому закону каждый ученик в зависимости от возраста может претендовать на 4-6 часов бесплатных кружков в неделю. А это значит, что ребенок, трижды в неделю посещающий занятия музыкой, не сможет больше бесплатно заниматься в спортивной секции. При этом по нормативу в группе дополнительного образования должно быть не менее 15 человек. Ушел кто-то один — и группу закрыли. А чем виноваты остальные 14 детей?!

- Платить придется и за другое, - предупреждает он. - Причем, формально — на законных основаниях. Например, за подготовку к ЕГЭ. И сделать это школе проще простого: достаточно собрать родителей выпускного класса и в качестве дополнительной — платной! - услуги предложить им заплатить за специальные занятия по подготовке к единым госэкзаменам. Не сомневайтесь: все согласятся! Тем более, что с формальной точки зрения, такого урока в рамках образовательного стандарта и в самом деле нет, а, значит, и данная услуга — однозначно дополнительная.

Еще одна неприятность — тотальное сияние школ. В итоге ученики лишились привычного школьного коллектива, потерявшись в конгломерате в 5 тыс. человек. И никто уже, как прежде, не будет знать директора в лицо.

Но главная беда в другом, не сомневается Луховицкий:

- В образовательной политике России верх взяли бухгалтеры. Школа превратилась в предприятие, которое должно давать прибыль, а образование — в услугу...



Партнеры