Как вузам и школам выйти из сумрака?

Нынешнее освещение учебных заведений вредит здоровью

29 сентября 2013 в 16:19, просмотров: 2806

Подавляющее большинство образовательных учреждений России испытывает проблемы с освещением. И речь тут не идет о перегоревших лампочках или отключениях за неуплату. Свет горит, но светильники расположены как бог на душу положит, уровень яркости над партой, которая по СанПиНу должна быть не менее 400 люкс, обычно не дотягивает и до половины положенного, спектр свечения используемых ламп нездоровый для глаз, а пульсации светового потока огромны. Такая ситуация типична даже для столицы, где вузы и школы завалены ноутбуками, интерактивными досками, электронными учебниками и прочими гаджетами, но не имеют нормального освещения.

Как вузам и школам выйти из сумрака?
фото: Геннадий Черкасов

При этом сегодня в «световом мире» существует множество новых современных технологий — новые светильники сами регулируют яркость, оптимально смешивая электрический и дневной свет, сами регулируют цветовой спектр, содержа в себе лампы с разной цветовой температурой — «теплого» и «холодного» свечения. Благодаря умной электронике в помещении всегда горит идеальный для глаз и учебы свет. К слову, недавно в школах Гамбурга был проведен эксперимент, в результате которого выяснилось, что при правильном освещении скорость чтения у детей повышается на 35%, а количество ошибок в текстах сокращается на 45%!

Жаль только, что подобное оснащение могут себе позволить лишь крутые коммерческие вузы или элитные частные гимназии. Впрочем, вариант есть, утверждают в Региональной общественной организации внедрения социально значимых инноваций, где предлагают обеспечить правильным светом все государственные школы и вузы, да вдобавок еще и бесплатно.

— В течение года-двух без дополнительных затрат со стороны бюджета можно оснастить все учебные заведения правильным светом, — рассказывает руководитель программы «Ученью — здоровый свет!» Дмитрий Степчук. — Работает эта схема так: коммерческие компании готовы поставить и смонтировать световое оборудование со значительной скидкой, которая образуется в результате отсутствия у них затрат на рекламу — а она порой составляет до 50% в цене товаров и услуг. Установка этого оборудования должна быть одобрена либо Департаментом образования, либо руководством самой школы с общественным советом (школа имеет право сама решать этот вопрос). Затем подключается банк-партнер с так называемым «энергосервисным контрактом» — банковской программой финансирования энергосберегающих мероприятий. Банк дает школе деньги на 3–5 лет, а та затем возвращает их за счет средств, которые у учебного заведения высвобождаются в результате экономии электроэнергии новым оборудованием — ведь после установки оборудования здание потребляет на 70% меньше электроэнергии, нежели ранее, а это весьма существенные деньги. При этом студенты и школьники ежедневно занимаются в аудиториях с идеальным светом!

Новаторская схема, по которой школы должны получить реконструкцию систем освещения без собственных затрат и денег от государства, может показаться утопической.

— В целом, я считаю, схема имеет право на существование, говорит Владимир Коссов, профессор факультета менеджмента Высшей школы экономики. — Если явление станет массовым, то оно будет реально интересным для банков-инвесторов, а компании, занимающиеся поставкой и монтажом оборудования, смогут серьезно снизить цены для учебных заведений за счет экономии на рекламе.



Партнеры