Как не утонуть в трудовом море

Навигатор центров карьеры поможет молодежи найти работу

31 октября 2013 в 17:43, просмотров: 1821

В кризисные периоды в экономике найти работу молодому специалисту труднее. Связано это с тем, что любой работодатель в сложное время предпочтет стабильность и опыт. В результате работодатели ждут, когда молодежь наберется опыта, а молодежи набраться этого опыта негде. В итоге кадры не обновляются, выпускники вузов уходят в профессиональные области, далекие от специальности.

Как не утонуть в трудовом море
фото: Геннадий Черкасов

В мае этого года Федеральное агентство по делам молодежи Министерства образования и науки РФ провело исследование по вузам страны, чтобы выяснить: как решаются вопросы трудоустройства выпускников? В результаты этого исследования возник новый сетевой продукт — навигатор центров карьеры вузов России.

«Одно из ключевых направлений молодежной политики — профориентация и трудоустройство молодежи, — объясняет руководитель Федерального агентства по делам молодежи Сергей Белоконев. — Как известно, в ближайшие 10 лет молодых людей станет меньше, поэтому молодые кадры становятся дефицитным ресурсом. И очень важно, чтобы выпускники вузов соответствовали ожиданиям работодателя. Навигатор объединяет усилия вузов и работодателей. Он призван стать единой платформой для работы в этом направлении»

Одним из критериев успешности вузов является показатель трудоустройства выпускников по специальности. Поэтому почти при каждом солидном высшем учебном заведении есть центр карьеры, главная задача которого состоит в помощи абитуриенту, студенту и выпускнику найти для себя правильное направление в профессиональном самоопределении. Но это в теории. А на практике зачастую центр только предоставляет вакансии для молодежи, не всегда связанные с прямой специальностью выпускника.

«Сейчас в России нет понятного рынка услуг по профориентации и трудоустройству молодежи, — говорит руководитель направления «Профориентация» Федерального агентства по делам молодежи РФ Елена Качкина. — Мы стараемся создать такой рынок. Теперь центры карьеры могут посмотреть, какие услуги предоставляются их коллегами в других вузах, и соответственно с этим скоординировать свою работу, добавить новые услуги в свою линейку, запланировать обмен опытом».

Одной из проблем возникновения безработицы молодежи социологи называют проблему несоответствия ожиданий молодых людей и возможностей существующего рынка труда. Самый распространенный ответ старшеклассников, будущих абитуриентов на вопрос «в какой сфере ты хотел работать?» звучит следующим образом: «Все равно где, лишь бы платили много и времени свободного было бы тоже много». То есть профориентация подрастающего поколения поставлена очень слабо.

«К сожалению, до сих пор вопросы самоопределения молодежи падают на плечи семьи, — считает методист по профориентации, член Межведомственного координационного совета по профессиональной ориентации молодежи Галина Резапкина. — Я уже больше десяти лет занимаюсь вопросами самоопределения молодежи и должна констатировать, что большинство профориентационных центров лишь имитируют деятельность. Навигатор способен объединить усилия центров, задать им определенное направление, систематизировать информацию о предоставляемых услугах по профориентации и трудоустройству молодежи».

Большинство выпускников школ выбирают вуз по близости к дому, не особо задумываясь над тем, какие преимущества на рынке труда этот вуз дает. Поможет ли навигатор переломить такое отношение молодежи к выбору дальнейшего пути?

«Очень важно, что такой ресурс позволит молодежи охватить всю картину целиком: какие вузы есть рядом с домом и какие преимущества дает обучение в этих вузах, — прокомментировал член Совета Министерства образования и науки РФ по делам молодежи, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев. — Но главное, что вуз, благодаря такому навигатору, может заявить о себе и привлечь дополнительные ресурсы (финансы, стажировочную базу) работодателей».

У молодежной безработицы очень много причин — и экономических, и психологических. К решению этой проблемы надо подходить комплексно.

«В ближайшее время мы планируем провести общий сбор центров карьеры вузов РФ, — пояснила Елена Качкина, — для того чтобы познакомить их с возможностями навигатора. Вместе с тем мы представим новейшие разработки и методики в сфере профориентации и трудоустройства. Это позволит центрам поделиться своим опытом и озвучить свои проблемы».

Возможно, у навигатора центров карьеры большое будущее. В нашей истории часто благие начинания после отчета забываются и утрачивают свой первоначальный смысл. Посмотрим, оправдает ли ресурс ожидания своих создателей.

«Мы надеемся, что навигатор найдет своих постоянных пользователей и среди работодателей и среди молодежи, — заметила исполнительный директор Центра социальных рейтингов РИА «Новости» Наталья Тюрина. — Доступ к нему будет свободным. Каждый желающий уже сейчас может проверить его работоспособность на нашем сайте. Мы открыты для обсуждения этого проекта, ведь наша цель — сделать его удобным и информативным».



Партнеры