Москвичей научат обращаться с деньгами

Финансовую грамотность и основы предпринимательства в столице будут прививать с детства

Тотальному поступлению после школы в вузы с последующим вбрасыванием в экономику никому не нужных «специалистов» есть внятная альтернатива. Европейских, американских и африканских студентов и школьников, как выяснил «МК» на Х ежегодном образовательном саммите Intel в Варшаве, с младых ногтей учат предпринимательству, а точнее — навыкам, необходимым для успешной жизни в XXI веке. В нашей стране такой практики нет, за исключением Москвы. Здесь всерьез занялись экстренным финансовым ликбезом для взрослых обитателей мегаполиса и планомерным приобщением к тонкостям обращения с деньгами и занятиям предпринимательством школьников и студентов.

Финансовую грамотность и основы предпринимательства в столице будут прививать с детства

Российское образование и наука всегда славились своей фундаментальностью. И совершенно справедливо. А вот претворять свои гениальные идеи в жизнь, или, выражаясь языком профессионалов, доводить их до внедрения, нам сложно. Так уж мы устроены: витаем в эмпиреях, а не прочно стоим на земле. Да и не учат этому у нас. А тут еще всяческие препятствия с открытием собственного бизнеса в виде бандитов, бюрократов и противоречивого, коррупциогенного федерального законодательства.

Неудивительно, что, намечая траекторию своего будущего жизненного успеха, выпускники российской школы предпочитают ломиться в вузы — пусть даже самые захудалые, лишь бы только получить диплом и с его помощью «выбиться в люди». А потом соглашаются на любую работу в городах-миллионниках — только бы не возвращаться домой. И из года в год пополняют ряды унылого «офисного планктона» вместо того, чтобы умножить число предпринимателей, способных сдвинуть с точки замерзания экономику страны.

Хуже того. Финансовую, не говоря уж коммерческую грамотность россиян сегодня не поминает только ленивый. Чтобы убедиться в справедливости этих слов, достаточно взглянуть на статистику невозврата банковских кредитов в нашей стране и число связанных с этим личных и семейных трагедий.

Между тем, скажем, в Швеции, рассказала участникам образовательного саммита Intel по развитию обучения основам предпринимательства представитель этой страны Анн Хеллениус, «дети мечтают быть не врачами или юристами, а предпринимателями». И такую возможность им, равно как и их сверстникам в других европейских странах, дает школа, а затем и вуз.

С помощью частных компаний вначале в европейских и североамериканских, а затем и в других учебных заведениях мира школьников и студентов все шире стали учить основам предпринимательства. Точнее — ответственности, креативности, предприимчивости и другим навыкам, в которых остро нуждаются люди третьего тысячелетия новой эры.

Союз бизнеса и образования

Образовательный курс предпринимательства за рубежом, как и многие другие полезные новшества последних десятилетий, стал совместным детищем бизнеса и системы образования. Его программы, равно как и новейшие средства обучения во главе с особо популярными в молодежной среде новомодными гаджетами и прочими «примочками», чаще всего предлагает бизнес. Однако конкурировать с традиционной системой образования частные компании не собираются, заверила «МК» вице-президент, директор глобальной группы по внешним связям Intel Шелли Эскью:

— Просто бизнес мобильнее образования, а потому быстрее реагирует на все изменения, происходящие в нашей жизни. Наша задача — не подменять собой традиционную систему образования, а лишь показать необходимость введения нового вида обучения. И в этом процессе столь же активно со своей стороны участвует образование.

Результатом плодотворного сотрудничества зарубежного бизнеса и образования на сегодняшний день стала подготовка различных международных программ обучения предпринимательству — для школ, для вузов и колледжей, а также для учителей, которые будут по ним учить детей.

Не забыты и сами педагоги. В общей сложности в мире переподготовлено 3,2 млн учителей по предпринимательству, и в том числе 8% — из числа европейских учителей-предметников. Усилия не пропали даром. Во многих странах уже широко ведутся теоретические и практические занятия по обучению основам предпринимательства — например в Германии. А там, где их по каким-то причинам пока нет, обучение начнется в ближайшее время. Одна европейская страна за другой принимают соответствующие национальные стратегии развития и готовятся ввести аналогичные курсы в своих учебных заведениях.

— Таким образом, обучение предпринимательству перестало быть маргинальным явлением в мире. Вопрос сегодня заключается не в том, надо ли изучать этот предмет повсеместно, а как именно надо это делать, — обозначила ведущую современную международную тенденцию руководитель Панъевропейской компании по развитию молодежного предпринимательства «JA-YE-Europe» Каролина Дженнер.

А это — принципиально важный момент.

Навык, приобретенный на школьных занятиях предпринимательством, сослужит отличную службу, как бы ни сложилась жизнь бывшего школьника.

Как предприниматель смотрит на мир?

Одинаково ли видят мир бизнесмен и, скажем, какой-нибудь представитель «офисного планктона»? Совершенно по-разному — с фактами в руках доказал участникам образовательного форума представитель британской бизнес-школы «Хенли Бизнес Скул» Стюарт Моррис. Причем заметнее всего это проявляется в отношении возможных рисков — обратной стороны предпринимательской деятельности, подчеркнул он.

Понятно, что огромное значение для предпринимателя имеет такое качество, как жизненная стойкость. Тем более при столкновении с неудачей в предпринимательстве, что приобретает особый смысл в сложных условиях нынешней экономической нестабильности и кризиса. Впрочем, сила духа, подчеркнул Моррис, пригодится не только хозяину, но и наемному работнику. Ведь тому, кто сумеет продемонстрировать это личное качество потенциальному работодателю, всегда легче получить работу, заверил он. А отсюда вывод: соответствующий навык, приобретенный на школьных занятиях предпринимательством, сослужит отличную службу, как бы в дальнейшем ни сложилась жизнь бывшего школьника.

Конечно, читать студентам и школьникам лекции по «силе духа» или каким-нибудь другим азам бизнеса бессмысленно. Это очевидно, а потому и методики обучения школьников и студентов основам предпринимательства разработаны особые. Привычных лекций с конспектированием либо занудных объяснений нового материала с последующими вызовами к доске эти занятия не предполагают, рассказывают европейские первопроходцы. Вместо этого на школьных уроках и вузовских семинарах идут свободные обсуждения, их участники — студенты и школьники — решают реальные бизнес-проблемы, а многое вообще постигается вне классов и университетских аудиторий.

Вторая отличительная черта учебного курса предпринимательства — широкое использование новейших образовательных технологий. Например, здесь очень поощряется дистанционное обучение с самостоятельным поиском учащимися больших массивов нужной информации. А встречаются и вовсе креативные подходы. В Нигерии, например, как рассказал «МК» директор Центра развития Панафриканского университета Питер Бамколе, в процесс приобщения молодежи к предпринимательству взяли и вовлекли любимых киноактеров. Те снялись в учебных роликах, наглядно показывающих, как надо и как не надо вести дела, чтобы преуспеть в жизни. Ленивый и безответственный в их исполнении «пролетает» и становится лузером. Расторопный и дельный — добивается успеха и процветает. А школьник смотрит и мотает на ус.

В некоторых школах ребята так увлеклись предпринимательством, что открыли собственные мини-компании. Пока, конечно, учебные. Однако это лишь до поры до времени. По завершении курса все участники проекта сдают письменный экзамен по предпринимательству и получают соответствующие сертификаты. А это — заявка на продолжение занятий предпринимательством во взрослой жизни уже всерьез. Во всяком случае фундамент для тех, кто пожелает это сделать, заложен. И это наверняка поможет.

Впрочем, главное, как разъяснил «МК» один из координаторов европейского проекта «Предпринимательство-2020», сотрудник генеральной дирекции Еврокомиссии по предпринимательству и промышленности Симон Балдассарри, отнюдь не в том, чтобы сделать предпринимателями всех, кого выпускает школа:

— Очевидно, что в бизнес по окончании среднего учебного заведения пойдут далеко не все. Поэтому задача курса — не столько превратить каждого школьника или студента в предпринимателя, сколько научить ребят ответственности и критическому мышлению, умению разрабатывать новые идеи, работать в команде и решать возникающие проблемы. Другими словами, вырастить креативных и ответственных людей, чьи знания и навыки полностью соответствуют потребностям XXI века.

— Воспитание навыков предпринимательской деятельности у молодого поколения является стратегически важным элементом развития инновационной экономики, — считает директор департамента внешних связей корпорации Intel в России и других странах СНГ Анна Лобанова.

Другими словами, речь при введении данного курса в школах, вузах и колледжах идет об обучении детей и подростков не столько предпринимательству, сколько предприимчивости, активной жизненной позиции. То есть тому, чего так не хватает нам, россиянам. В Европе и в Америке, в Африке и на Ближнем Востоке, как явствует из выступлений на форуме в Варшаве, это понимают. Осталось лишь договориться, с какого возраста надо начинать учить предпринимательству и должны ли посещать эти занятия все дети без исключения.

Песочница для бизнесменов

Насчет возраста за рубежом согласны практически все — с самого раннего. Симон Балдассарри, например, уверен, что начинать надо с 1-го класса, т.е. с 6–7 лет. Шелли Эскью думает, что даже раньше: «Чем раньше, тем лучше — пусть и с детского сада».

А вот надо ли сделать занятия обязательно всеобщими, до конца пока не ясно. По мнению Шелли Эскью, учить предпринимательству в обязательном порядке надо всех школьников. «А затем и всех студентов — независимо от специализации университетов, где они учатся. Лучше всего это делать в рамках междисциплинарного подхода. Причем многие ведущие университеты мира уже идут по этому пути», — подчеркнула она.

Школьный курс предпринимательства со временем должен стать всеобщим, считает и Симон Балдассарри. Поэтому уже с будущего года, уточнил он «МК», «пилотные проекты уроков предпринимательства в младших классах запустят сразу три-четыре страны ЕС». А вот в вузах как минимум в ближайшие годы картинка будет другой, считает он:

— На специальностях экономической направленности похожие дисциплины уже есть: это — часть их профессиональной подготовки. Теперь аналогичные курсы должны прийти в технические и естественнонаучные университеты. (Надо думать, чтобы облегчить процесс той самой реализации научных идей, с которой у нас в России обстоит так плохо. — «МК»). И лишь затем, в более отдаленной перспективе, настанет черед приобщения к предпринимательству будущих гуманитариев. В конце концов, менеджеры ведь нужны и в данной сфере.

Учитывая обрисованную перспективу, на первый план в мире выходит вопрос массовой подготовки школьных и вузовских педагогов, способных вести новый предмет. Однако именно здесь, особо подчеркнул еврочиновник «МК», лежит главная на сегодняшний день проблема:

— Обучение предпринимательству не требует введения дополнительных уроков или добавочного учебного времени, а значит, не приведет к перегрузке детей. С этой точки зрения все в порядке. Но оно потребует нового стиля преподавания. И тут мы выходим на главную проблему обучения по-новому — вопрос переподготовки учителей.

Как оказалось, даже в развитых странах мира эта проблема стоит чрезвычайно остро. Пройти переподготовку и научиться учить детей предпринимательству сегодня готовы в лучшем случае 25–30% педагогов мира, призналась Шелли Эскью «МК». Но еще столько же, по ее оценке, считают затею с обучением по-новому совершенно ненужной, а то и вредной.

Остальные педагоги, даже в богатых, благополучных странах с устоявшейся рыночной экономикой, отмалчиваются, и расшевелить их в этом плане ох как нелегко. Что уж, казалось бы, говорить о российских педагогах, придавленных реформами последних лет и прочими тяготами нашей жизни! Ан нет! Обучение по схожим с европейскими программам предпринимательства началось и в нашей стране. Точнее — в Москве, ставшей пионером в этом нелегком деле.

Говорит Москва

Как сообщили «МК» в столичном Департаменте образования, «только с 21 по 25 октября этого года более 200 московских школьников приняли участие в экономическом семинаре «Финансовая грамотность и финансовая безопасность», проходившем в подмосковном детском оздоровительно-образовательном центре «Команда». Главными задачами семинара были пробуждение интереса школьников к финансовым проблемам и ориентирование их в финансовых вопросах. Поэтому в порядке ознакомления школьникам рассказали о банковских вкладах, депозитах, недвижимости и инвестициях на фондовом рынке, познакомили их с типичными инвестиционными ошибками, анализом финансовой информации и составлением семейного бюджета».

Впрочем, примечательно другое. Семинар, уточнили в столичном ведомстве, «проводился в рамках мероприятия «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в городе Москве». Говоря точнее — подпрограммы «Развитие Москвы как международного финансового центра на 2012–2016 годы» и государственной программы Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012–2016 годы». Другими словами, система образования Москвы двинулась тем же путем, что и основная часть развитых стран мира.

Финансовый ликбез

— В Москве, — рассказала о новых образовательных проектах города зам. главы столичного департамента образования Маргарита Русецкая, — второй год идет программа повышения общей финансовой грамотности москвичей. В свое время Москва подала заявку на конкурс Минфина на лучший проект системы мероприятий, направленных на улучшение финансовой грамотности населения. А затем выиграла его, получив статус пилотного региона и поддержку российского Минфина и Мирового банка.

Благодаря этому обитатели мегаполиса получили возможность разобраться, как минимизировать свои личные финансовые риски — прежде всего как правильно реагировать на назойливые предложения банковских кредитов, как грамотно спланировать бездефицитный семейный бюджет, как обеспечить себе достойную пенсию, — и научиться многим другим полезным вещам.

Основную просветительную работу с населением ведет столичный департамент образования. И это неспроста, подчеркнула зам. главы ведомства:

— Главная задача нашего проекта — просвещение в вопросах финансов всех категорий москвичей. Нашей первоначальной задачей была оценка уровня финансовой грамотности населения. Следующим шагом стала разработка программ обучения для разных категорий граждан, затем настал черед подготовки педагогов-тьюторов для реализации этой программы, а там, наконец, дошло и до ее реализации.

— Мы знаем, что аналогичные предложения по работе с москвичами, — особо отметила она, — со своей стороны выдвигали и выдвигают многие игроки финансового рынка. Но частные компании по определению сориентированы на продвижение своих продуктов, вследствие чего не могут быть абсолютно беспристрастными. А наша задача — защита населения Москвы от финансовых рисков. Поэтому координирует эту работу столичный департамент образования. А помогают ему в числе участников городской финансовый колледж, столичные школы, имеющие опыт реализации программы финансовой грамотности в рамках профильного обучения или внеучебной работы, а также вузы Москвы.

В будущем, не сомневаются столичные образованцы, именно учебным заведениям Москвы предстоит сыграть ключевую роль в приобщении столичных учащихся к этой новой для нас области знаний и компетенций. Ведь приучать к правильному поведению в условиях рыночной экономики и частного предпринимательства надо с детства.

Пока мы знаем только слово «кредит»

— Помимо обучения старших групп населения Москвы, — уточнила «МК» зам. директора Центра фестивальных культурно-зрелищных и культурно-досуговых программ Анна Горина, — основными направлениями работы в рамках проекта по распространению финансовой грамотности являются обучение учащихся столичных школ, колледжей и вузов, подготовка методических пособий для преподавания этого предмета населению, а также обучение учителей.

За один лишь прошлый год, по ее словам, в городе в этом плане сделано очень много:

— Проведены многочисленные мероприятия данной направленности — конкурсы, деловые игры, обучающие семинары. Разработана уникальная программа «Основы потребительской грамотности в финансовой сфере» для старших школьников и учащихся техникумов. (Программа состоит из 12 модулей, каждый из которых освещает ту или иную проблему, — например, «Личное финансовое планирование».) Проведено тестирование 20 тыс. человек, включая не только учащихся, но и учителей. Тут-то и выяснилась крайне неприятная вещь, — призналась она. — Результаты тестирования свидетельствуют о крайне низкой финансовой грамотности москвичей. Как оказалось, имеют хотя бы теоретическое представление о предмете не более 15% опрошенных. Причем представление весьма специфическое: к примеру, о кредитах теоретически мы знаем гораздо больше, чем о депозитах. Применять же свои познания на практике способно еще меньшее число москвичей.

Финансово-экономическая ситуация при таком уровне безграмотности подавляющей части населения может стать угрожающей. И первопроходцы проекта начали действовать.

«Чему нас учат семья и школа?»

— Сейчас мы уже приступили к выполнению второго этапа проекта, — рассказала зам. директора московского Коммерческо-банковского колледжа №6 Елена Иванова. — От подготовки учебных программ и методичек для преподавателей мы перешли к организации обучения в нашем колледже.

Работа сразу пошла по двум направлениям. С одной стороны — что вполне ожидаемо, так как колледж готовит специалистов для Москвы как для крупного международного финансового центра, — в учебном заведении идет обучение собственной молодежи. С другой — через Центр финансовой грамотности началось обучение азам умения обращаться с финансами людей, давно вышедших из студенческого возраста. В том числе пенсионеров, или, как сейчас стало принято говорить, людей «третьего возраста». И, что особенно важно, для каждой из этих групп нашлись свои методы обучения. А финансовый ликбез для взрослых вдобавок оказался бесплатным для потребителя.

К примеру, для студентов совместно со Сбербанком в колледже создали Учебный банк: учить — так на практике. Многое дала ребятам и деловая игра для студентов колледжей Москвы «Инвестиции в экономику». (Каждый ее участник получил 1 млн рублей — понятно, учебных — с тем, чтобы купить на него «акции» и тем самым приумножить свой капитал. Всего в этой игре участвовали 25 колледжей Москвы, выставив в общей сложности более 100 участников из числа студентов.)

Для пенсионеров в банковском колледже №6 придумали другую схему. Здесь решили объединить курсы финансовой грамотности с компьютерной. И получилось здорово. Всего таким образом в колледже обучили 250 пенсионеров, которые теперь в состоянии самостоятельно оплатить коммунальные услуги, узнать о текущем состоянии своих вкладов, написать и отправить в случае необходимости заявление в режиме онлайн.

А в среднем специальном учебном заведении для будущих банкиров обдумывают новые планы. Теперь здесь собираются вовлечь в процесс обучения новую категорию москвичей — школьников. Для них уже запланированы мастер-классы и тренинги по развитию финансовой грамотности. Причем некоторые из них пройдут в ходе Дня открытых дверей в колледже весной будущего года.

Другая ближайшая задача — обучение в колледже преподавателей-тьюторов, которые, пройдя этот курс, станут затем готовить других учителей. А их городу, как оказалось, вскоре потребуется немало.

В предприниматели — со школьной скамьи

— От того, как быстро Москва сможет накопить достаточное число людей, готовых открыть свое собственное дело, зависит развитие экономического климата в нашем городе. Особенно это касается молодых москвичей, — подчеркнула Маргарита Русецкая.

Ну а таких людей надо готовить с детства. И тут не грех воспользоваться зарубежным опытом и методиками, считают в департаменте образования. Например, международными программами и конкурсами для юных предпринимателей, вроде той, в которой Москва принимает участие последние пять лет.

— Наши школы участвуют в конкурсе SAGE («Школьники за продвижение социального предпринимательства») для ребят 13–19 лет с 2008 года. Это конкурс идей, уже реализованных или возможных для реализации в будущем, — рассказала Анна Горина. — Но чтобы победить в нем, вовсе не обязательно учиться в образовательном учреждении, специализирующемся в области экономики и предпринимательства. Взять хотя бы альма-матер одного из призеров программы SAGE 2013 года, ученика 10-го класса Игоря Скворцова, — московскую школу №1252.

— Наша школа с углубленным изучением испанского языка, — рассказала директор учебного заведения Ирина Анурова. — Но одновременно мы сотрудничаем и с Финансовым университетом при Правительстве России. И это сочетание оказалось чрезвычайно плодотворным. А участие в международных проектах дает нашим выпускникам дополнительные преимущества при выборе дальнейшего жизненного пути и продолжении учебы.

— Конкурс SAGE не только открыл мне дорогу в мир предпринимательства и показал, как можно применять полученные знания на практике, — поделился призер нынешнего года Игорь Скворцов. — Благодаря участию в этом проекте я сильно улучшил свой английский язык: он у меня второй и раньше был не таким сильным, как первый, основной — испанский. Главное же, что теперь я понял, чем я хочу заниматься после окончания школы, — предпринимательством. А это очень важно для человека, который через год получит аттестат.

Участие и победа в конкурсе SAGE имеют большое значение не только для отдельных учащихся. Выиграл и город, поскольку это позволило выявить столичные школы-лидеры, способные стать ресурсными центрами развития молодежного предпринимательства в Москве в целом. Но это в будущем. Между тем некоторыми успехами на этом пути столица может похвастаться уже сейчас. К примеру, тем, что на последнем международном конкурсе молодежных предпринимательских проектов SAGE в Нигерии школы Москвы заняли почетное третье место. В итоге в следующем, 2014 году конкурс пройдет в Москве. И в департаменте надеются, что столичные школы покажут на нем столь же достойные результаты.

Новым курсом

Итак, в необходимости введения в московских учебных заведениях занятий по предпринимательству, аналогичных европейским и североамериканским, в столичном департаменте образования не сомневаются. Но как добиться этого практически?

— Сейчас у нас разрабатываются различные программы этой направленности. В том числе для углубленного профильного изучения дисциплин, связанных с финансами и предпринимательством, а также для преподавателей обычных школ, которым вскоре предстоит познакомить с ними учащихся, — рассказала Маргарита Русецкая.

— В 2012 году была подготовлена программа «Основы потребительских знаний», — дополнила Анна Горина. — Сейчас идет предпечатная подготовка. А в 2014 году, после того, как программу напечатают, она будет предложена всем школам и колледжам Москвы.

Полный курс «Основ потребительских знаний» будет состоять из 10 модулей по 10 уроков каждый и предназначаться для 9–11-х классов школ или первых курсов колледжей. Рассчитан он на дополнительное образование, но может быть и элективным — по выбору учащихся. А вести его сможет любой учитель, ведь те или иные его разделы или темы можно будет дать в рамках любого предмета, будь то литература, математика или история. Таким образом, никаких сложностей в связи с введением нового курса не предвидится. Однако решение о том, вводить его или нет, в каждом случае будет принимать школа.

— На сегодняшний день провайдерами этих программ определены 50 столичных школ, — уточнила Маргарита Русецкая. — Мы хотим, чтобы эти программы пришли в каждое столичное образовательное учреждение. А тьюторов, которые обеспечат учебный процесс, мы активно готовим.

Впрочем, со своей стороны также заверила она «МК», отечественный курс финансовой грамотности, совсем как зарубежные основы предпринимательства, ни в коем случае не отяготит школьную программу. Навязывать его учащимся никто не собирается, и он будет строго добровольным:

— Все обязательные школьные предметы закреплены в Федеральном государственном образовательном стандарте, а данный курс в этот перечень не входит. Есть и другой важный нюанс: дополнительных часов для его проведения не потребуется. Изучить новый предмет, — дополнила «МК» школьный директор-практик Ирина Анурова, — можно, не раздувая сетку учебных часов, а другими способами. Мы, скажем, вставляем «Основы потребительских знаний» отдельными блоками в разные предметы. Например, в обществознание, занятия по праву, по экономике. При этом и на уроки, и на внеурочные занятия в рамках дополнительного образования мы приглашаем специалистов, готовых рассказать ребятам о практической стороне дела. И вообще стараемся сделать их максимально разнообразными и интересными для ребят.

— Есть и другие способы, — уточнила «МК» Анна Горина. — Например, через олимпиады и конкурсы. Да через ту же международную программу социального молодежного предпринимательства SAGE.

— К слову сказать, в рамках последней, — дополнил картину Игорь Скворцов, — ребята подготовили и представили на конкурс свой проект «I Want to Work» («Хочу работать») для детей, которые не любят просить карманные деньги у родителей, а стремятся заработать их сами, устроившись на временную работу или подработки. Проект рассчитан на ребят 14–20 лет — школьников и студентов. И в том числе — на учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, которые могут работать, не выходя из дома. Например, за компьютером. Многие ребята благодаря нашему проекту уже нашли себе работу.

И еще один важный момент. «Со временем, — заверила «МК» Маргарита Русецкая, — возрастная планка для слушателей этого курса будет понижена до 1-го класса, а то и для детсадовских групп. Не забывайте: пластиковые карточки, служащие пропуском в школу, а заодно и средством оплаты в школьных столовых, имеются уже даже у первоклашек. А значит, приучать правильно обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста».

Впрочем, в некоторых московских школах, по словам Анны Гориной, такая работа с малышами уже ведется. Это значит, что наш город не отстает от ведущих мировых трендов. Осталось, чтобы за ним последовала вся страна.

Москва—Варшава—Москва.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру