Учителями станут лучшие

В России началась реформа педагогического образования

Школьного учителя будут готовить по программам трех-четырехлетнего прикладного бакалавриата и «грузить» не псевдо-фундаментальными знаниями, а практикой в реальных школах объемом до 1,5 тыс. часов и учебными задачами, необходимыми для работы в школе. Об этих и других новшествах предложенной Программы модернизации педагогического образования на 2014-2017 годы «МК» рассказал один из ее разработчиков, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов.

В России началась реформа педагогического образования

- Алексей Львович, главная ставка Программы делается на подготовку учителя в бакалавриате. Почему? Как-то хочется, чтобы учителя учили подольше!

- Дольше — не значит лучше! Последние десятилетия при подготовке педагогов у нас имитировалось обучение в классических университетах. В итоге мы получили выпускников, потративших пять лет не на блестящее овладение школьной программой, а на более чем поверхностное знакомство с фундаментальными науками. Часто они даже утрачивали учебные навыки приобретенные в школе, а осваивали «технологии сдачи экзаменов». А надо, чтобы будущие учителя как можно больше времени проводили в школе! Фундаментальные знания им необходимы, но они должны быть увязаны с их будущей деятельностью. Поясню на примере психолого-педагогической составляющей. Ее в педвузе должны представлять не сухие, наукообразные курсы, а знания, необходимость которых осознана будущим учителем, уже работающим с подростками. Убежден: для будущих педагогов система прикладного бакалавриата - самая подходящая!

- Вы говорите, что будущий учитель должен проводить в школе как можно больше времени. Какова предполагаемая общая продолжительность педпрактики?

- Общее время работы в школе во время учебы на педагогических специальностях должно быть более тысячи часов.

- Кроме прикладного бакалавриата предполагается также готовить педагогов на 3-ем и 4-ом курсах после двух курсов непедагогического бакалавриата. Кого и как будут «заманивать» в будущие учителя?

- В последнее время много сетуют на то, что выпускники педвузов сплошь и рядом не идут работать в школу. А, по-моему, ничего ужасного здесь нет: не хочет человек работать в школе — значит, и незачем ему туда идти. Эти люди получили хорошее образование и знания, необходимые при любом выборе жизненного пути. Взять хотя бы ту же психологию с педагогикой: человек учится в течение всей жизни, да и своих детей воспитывать всем надо! Так что знания пригодятся. Но часто не работают по специальности и выпускники других вузов. Видит, скажем, инженер-химик, что в его регионе перспективы для данного специалиста не очевидны. А он хотел бы поработать в школе, тем более, что зарплаты сейчас там вполне приличные. Почему бы не попробовать? Если эта проба на младших курсах окажется успешной, он может выбрать педагогическую профессию. Надо предоставить ему такую возможность, тем более, что как специалист в своей области он может давать школьникам знания с учетом последних достижений и современных технологий.

- Еще одна новая идея - «широкий бакалавриат, предполагающий целенаправленную педагогическую подготовку лучших студентов». Как будут определять «лучших»? По оценкам?

- Смысл это идеи – как раз в том, что мы уже обсуждали: универсальный бакалавриат дает наиболее полезное для жизни образование всем, а в школу надо целенаправленно готовить только лучших из них. Лучшие будут отбираться не столько по оценкам, сколько по результатам практической работы в школе во время учебы. Остальным тоже огорчаться не надо: как мы уже говорили, они получат хорошее образование, в том числе гуманитарное, психологию и педагогику, широкий кругозор и «культурную прививку» - другими словами, заявку на то, чтобы учиться всю жизнь.

- Результаты первого этапа модернизации педобразования (2014-2015 гг.) предполагают, что за это время появится не менее 20 вузов - носителей новых, гибких моделей подготовки педагогов, которые затем могут стать центрами распространения новой идеологии и технологии. Это будут педагогические или классические университеты?

- Думаю, и те и другие. Педагогов ведь могут готовить вузы разного профиля — и педагогические, и классические. Главное, чтобы они были заинтересованы в развитии педагогического образования.

- Значит, новая концепция подготовки учителей не предполагает окончательной ликвидации системы педвузов и передачи миссии подготовки учителей в классические университеты — того, чего так опасается педагогическое сообщество?

- Уверен, что педагогические вузы сохранятся!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26427 от 14 января 2014

Заголовок в газете: Учителей проверят учениками

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру