Переделом рынка учебников займется антимонопольная служба

Новый федеральный перечень обойдется казне в 45 млрд рублей.

Образовательное сообщество считает несправедливыми и надуманными правила, по которым перекраивался список учебников, допущенных в школу. Об этом заявили 28 марта педагоги, депутаты и издатели. Школам теперь придется заново покупать до 60% учебников, на что в регионах нет средств.

Новый федеральный перечень обойдется казне в 45 млрд рублей.

Формирование нового федерального перечня школьных учебников впервые прошло по новым правилам. Но многие участники процесса убеждены: здесь уместнее говорить о боях без правил, главной целью которых стал передел многомиллиардного рынка школьной литературы в пользу новых игроков. Во всяком случае, предлоги, под которыми вырубались учебники авторов-лауреатов госпремий, давным-давно доказывавшие свою эффективность в обучении, иначе как надуманными не назовешь.

– Триста учебников были отклонены по совершенно формальным основаниям, – сообщил первый зампред думского комитета по образованию Олег Смолин. – Например, из-за того, что в Научно-методический совет Минобрнауки были представлены их нотариально заверенные копии, а не подлинники, хотя именно это рекомендовало само министерство. Или потому, что из-за спринтерских сроков, отведенных министерством на оформление, общественная экспертиза проводилась параллельно с педагогический, а не последовательно. А то, что их заключения оказались положительными, никого не интересовало. Если цель новшеств, как уверяют в министерстве — повышение качества учебников, причем тут формальные признаки, по которым отвергают учебники, успешно прошедшие все три экспертизы - научную, педагогическую и общественную, а, главное, отлично себя зарекомендовавшие себя среди педагогов и учащихся?!

Пожалуй, самый анекдотический случай произошел с продукцией одного из издательств – ее выкинули из перечня под тремя различными предлогами, причем, каждый раз официально изложенными. В первый раз, сославшись на нехватку каких-то документов, во второй - на путаницу с названиями, а в третий — на отсутствие оригиналов учебников, изумляются в издательстве. Причем, как в этом, так и в других случаях, под нож зачастую пошли лучшие учебники. А заменить их хотя бы на худшие, как оказалось, получится не у всех. Ряд школ, констатировал президент образовательной системы «Школа-2100« и автор ряда учебников Рустэм Бунеев, могут вообще остаться без учебников к началу нового учебного года:

– То, что произошло с перечнем — это образовательный Чернобыль, который будет сказываться на нашей системе образования долгие годы. Они выкинули не просто учебники, а те, что были сделаны и опробованы ведущими специалистами, лауреатами госпремий по новым стандартам и были нацелены на развивающее образование, а не на тупое заучивание материала. Нам говорят о необходимости сокращения списка из соображений экономии госсредств. Но это неправда: сколько бы различных учебников ни издавалось, общая цена не изменится. А вот сам новый перечень обойдется стране в дополнительные 45 млрд рублей, ведь школам придется повторно закупать учебники других авторов вместо уже закупленных. Так, в Республике Коми, например, по учебникам «Школы-2100« работали на 60%, в Башкортостане - на 56%, в Удмуртии - на 55%, в Новосибирске - на 34%». А дополнительные средства есть не у всех.

Действительно, скажем, в Удмуртии, уточнили местные образованцы, средств на повторные закупки нет - там едва нашли деньги на учебники и в первый раз. А ведь новый федеральный перечень нарушил и преемственность школьных курсов. Так, например, учебники по русскому языку Светланы Львовой для некоторых классов в перечне остались, а для некоторых — нет. А ведь у каждой «линейки» своя методическая система преподавания, и соединить разрозненные части в единое целое нельзя. Значит, надо менять и те учебники, что в перечне есть, и при этом прощаться с лучшими, притом доказавшими свою эффективность методиками. Не удивительно, что требования возмущенных учителей прекратить этот беспредел собрали по стране более 50 тыс. подписей.

– Фактически, цель улучшения качества школьных учебников была подменена на другую - сократить их количество,- резюмировал Олег Смолин. – А так как именно Минобрнауки в свое время и способствовало разрастанию списка, получилось, что сейчас оно борется против трудностей, им же и созданных. Впрочем, могут быть и иные мотивы...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру