Каждому раку — по шапке?

Рыбки «с шапочками» доказали, что могут помочь человеку в лечении опухолей

Тайна доброкачественных опухолей, способных перерождаться в злокачественные, похоже, разгадана с помощью... золотых рыбок. Группа ученых под управлением профессора Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Андрея Козлова и руководителя лаборатории онкоэкологии НИИ онкологии имени Н.Н.Петрова Марка Забежинского больше года наблюдала за золотыми рыбками. Исследователи пришли к выводам, которые могут сыграть существенную роль в борьбе с раком.

Рыбки «с шапочками» доказали, что могут помочь человеку в лечении опухолей

Речь идет о некоторых видах золотых рыбок, голова которых украшена наростом-«шапочкой». Кстати, этих рыбок вывели в Китае полторы тысячи лет назад. Внешне эти разновидности рыбок с «шапочками» необычны и потому особо ценятся аквариумистами. Раньше предполагалось, что «шапочка» — жировое образование, однако всерьез эти наросты никто не изучал. Группа питерских ученых закупила 100 мальков, за ростом которых и развитием у них «шапочек» наблюдали в течение 14 месяцев. В ходе слежения периодически отбирали особей для гистологического исследования кожи головы.

Эти странные разрастания кожи головы у рыбок фиксировались с двухмесячного возраста. К 6 месяцам «шапочки» были выявлены у 39,5% рыбок, а к 14 месяцам — у 60,7% рыбок. При гистологическом исследовании «шапочек» на разных фазах их развития отмечена гиперплазия эпителия (образование эпителия) с увеличением числа светлых слизьпродуцирующих клеток, утолщение и отек кожи с дальнейшим возникновением папилломатозных разрастаний и эпителиальных погружных выростов.

Дальнейшая задача ученых — выяснить, в чем биологическая сущность этих разрастаний. Исследователи пришли к выводу, что природа изменений — опухолевая (в пользу этого предположения говорит прогрессирующий характер изменений на макро- и микроскопическом уровнях). Явных признаков злокачественности ученые не обнаружили. «Таким образом, наиболее вероятным следует считать предположение, что «шапочки» у золотых рыбок являются генетически детерминированной доброкачественной опухолью кожи, — прокомментировал открытие сам профессор СПбГУ, директор Санкт-Петербургского биомедицинского центра Андрей Козлов. — Если это предположение верно, то «шапочки» у золотых рыбок можно считать первым описанным в литературе примером искусственного отбора на доброкачественную опухоль, что подтверждает наше предположение о возможной эволюционной роли опухолей. Это принципиальный научный результат, полученный впервые в мире в России».

Косвенное подтверждение гипотезы о возможной эволюционной роли опухолей Андрей Козлов видит в том, что последние исследования показали: большая часть опухолей, которые возникают в организмах животных (в том числе и у человека), остаются доброкачественными, никогда не переходя в раковые. По мнению ученого, опухоли появляются не просто так: именно они оказываются в организме поставщиком избыточного клеточного материала, следовательно, являются «лабораторией» эволюции.

Научный коллектив под руководством профессора Козлова обнаружил, что в опухолях активируются и работают эволюционно новые гены. Ученый уверен, что его теория предсказывает новые подходы к профилактике, диагностике и лечению опухолей.