Москва приближается к Европе

Министр Правительства Москвы, глава Департамента здравоохранения Москвы Георгий Голухов: «Мы тянем-тянем здравоохранение – и постепенно его вытягиваем на новый уровень»

17 декабря 2013 в 20:39, просмотров: 4313

Георгий Голухов возглавил столичный Департамент здравоохранения в самый разгар реформ. До этого он проявил себя как главврач-реформатор в ГКБ № 31, когда поднял эту больницу до уровня одной из лучших в Москве, оснастил её новейшим оборудованием, внедрил полезные для пациентов инновации, в том числе, подсмотренные в западных клиниках. Теперь подобной модернизацией он занимается в рамках всего столичного здравоохранения. В интервью обозревателю «МК» он рассказал о том, зачем в Москве строится новая система здравоохранения.

Москва приближается к Европе
фото: Кирилл Искольдский

Врачи должны улыбаться

— Георгий Натанович, с чем вам пришлось столкнуться в ходе реформы московского здравоохранения, в разгар которой вы оказались, что называется, у руля?

— Хотя китайцы, как помните, говорят: «Упаси Господи жить в эпоху перемен», мы, врачи, счастливы жить в эпоху, когда в здравоохранение вкладываются столь большие средства, когда оно технически и организационно перестраивается на современный лад. Такой глобальный город, как Москва, не может полноценно существовать и конкурировать с другими мировыми центрами, если уровень медицины не дотягивает до уровня мировых стандартов, поэтому сейчас мы заняты созданием в столице системы здравоохранения абсолютно европейского уровня. Наш мэр Сергей Собянин хочет видеть столицу городом, удобным для жизни, а без модернизации здравоохранения этого добиться просто невозможно.

Самая большая сложность этой работы заключается в том, что все делается одномоментно. Мы ремонтируем стационары и поликлиники, наполняем их современным оборудованием, занимаемся повышением квалификации врачей, внедряем современные подходы к финансированию медицины и пр. При этом самая главная цель реформы — сделать здравоохранение эффективным и общедоступным, чтобы бесплатная медицинская помощь оказывалась на высоком уровне и была конкурентоспособной. Чтобы медицинскую помощь населению оказывали не «через губу», а адекватно. Ведь по большому счету пациенту совершенно все равно, как называется нынешний период в развитии московского здравоохранения — модернизация, трансформация, реструктуризация. Сейчас вот идет дискуссия: включать ли высокотехнологичную помощь в систему обязательного медицинского страхования. А люди от этого далеки! Их просто интересует возможность в разумные сроки пройти компьютерную диагностику. Людям также не очень интересно, сколько мы закупили магнитно-резонансных или компьютерных томографов и тем более — сколько мы сэкономили бюджетных средств. Людям нужно прийти в лечебно-профилактическое учреждение и чтобы их в разумные сроки принял грамотный узкий специалист. Чтобы помощь была оказана быстро, качественно и бесплатно. Чтобы в поликлинике не было очередей. При этом у врача всегда должно быть хорошее настроение: что бы ни случилось у него дома, на работе, он должен относиться к пациенту внимательно — этому я всегда учил и учу своих подчиненных. Каждого пациента нужно внимательно выслушать, и он должен получить свою долю сочувствия и сострадания. Уверен, что 70–80% случаев жалоб пациентов можно было бы избежать, если бы врачи вежливо с ними разговаривали.

— Придя на новый пост, вы объявили новую информационную политику — полной открытости...

— Да, но до сих пор мы иногда сталкиваемся с ситуациями, когда некоторые недобросовестные журналисты либо не до конца разбираются в ситуации, либо просто не хотят вникать в нее и дезинформируют людей. Врачей мы всегда учим: тщательно изучайте анамнез — только в этом случае вы сможете поставить правильный диагноз. То же самое касается и журналистов. Тем более что сегодня у них есть масса возможностей все досконально выяснить: мы полностью открыты для общения со СМИ. Раньше не было такой системы информирования о наших действиях, наших планах, наших мыслях. В условиях нынешней масштабной реформы мы не можем действовать по-другому, мы должны объяснять горожанам смысл действий властей в сфере здравоохранения, облегчать адаптацию пациентов к изменившимся условиям, рассказывать о новых возможностях наших клиник. Для этого же при каждой поликлинике, при каждой окружной дирекции здравоохранения появились Общественные советы, в состав которых входят представители местных жителей, депутаты, медики. Эти советы занимаются вопросами, которые волнуют население. Мы выходим на диалог не только с лояльно настроенными по отношению к нам людьми, но и с теми, кто настроен на критическую волну. Поэтому, когда я читаю в СМИ какой-нибудь бред о том, что мы якобы продали 60-ю больницу частным инвесторам или что мы объединили две больницы, чтобы продать корпус одной из них, у меня это даже не вызывает возмущения. Первая мысль — это мы не смогли объяснить людям ситуацию правильно.

В рамках ассамблеи «Здоровье столицы» 21 и 22 ноября, где подводили итоги работы столичного здравоохранения в уходящем году и в которой приняли участие более 8 тысяч человек, был, в частности, проведен «круглый стол» по вопросам реформы городского здравоохранения. Мы пригласили туда в том числе людей, которые были чем-то недовольны, писали критические материалы, и честно ответили на все их вопросы. Мы как врачи должны общаться со всеми, ведь врач не выбирает себе пациента — чистенького, приятного, удобного. Мы лечим всех — интеллигентных и убогих, тихих и скандальных, богатых и бомжей. Московское здравоохранение пропускает через себя огромное количество людей — в этом году у нас было 156 миллионов посещений; только через стационары прошло 1,8 млн человек. Поэтому к административным вопросам мы должны подходить с медицинской точки зрения — люди болеют, все хотят быть здоровыми, а мы должны разговаривать со всеми тактично.

фото: пресс служба департамента здравоохранения

В больницах важны и качество помощи, и стены, и халаты

— Недавно вы решили создать службу дежурных администраторов в столичных поликлиниках. Откуда такая идея?

— В свое время я «обкатал» эту идею еще в 31-й ГКБ. А «подсмотрел» ее на Западе, как и некоторые другие вещи, которые меня просто поразили в иностранных клиниках. Как-то раз в зарубежной больнице обратил внимание на… потолок. Он был весь разрисован. Я удивился: зачем? А мне объяснили: когда пациента везут по коридору на каталке, ему плохо, ему страшно, и единственное, что он видит, — это потолок. И дежурные администраторы в западных клиниках — дело привычное. Согласитесь, не все вопросы, возникающие у пациентов, может решить главный врач, ему порой просто некогда. Для этого нужны специальные люди, задача которых — наладить систему пациентской логистики и разрешать мелкие конфликтные ситуации. Администратор — это проводник в медицинском учреждении. Если пациент растерялся, заблудился, он должен ему помочь, направить в нужный кабинет. А если в очереди сидит бабушка, которая чем-то недовольна, пришла с плохим настроением, — ее надо подбодрить, успокоить. Задача наших администраторов — смотреть, кто где ворчит, где образовалась очередь, выяснять, чем недовольны пациенты. И пусть даже администратор поможет всего одному человеку в час — это все равно уже большое дело.

— Еще одно необычное решение — создать уголки релакса в поликлиниках. Как с этим?

— Решение об их создании мы приняли во время летней жары. Это специальные помещения, куда наши пациенты, особенно пожилые, могут зайти отдохнуть, посидеть под кондиционером, выпить водички… Сейчас такие уголки работают, там приятно посидеть, они пользуются популярностью у пациентов. Я очень рад, что наши новаторские идеи поддерживает городское руководство. И вообще очень приятно работать с командой мэра — там очень много молодых, энергичных, креативных людей. В свое время, когда в 28 лет я возглавил клинику, мне тоже говорили, что я очень молодой. Но люди в таком возрасте работают с горящими глазами, им все интересно, и в команде городского правительства таких людей очень много, мы часто проводим тренинги, мозговые штурмы, ведем дискуссии. Эта команда мотивирована, образованна, подвижна, и у нас единая цель — сделать город удобным для жизни. Наши «живые уголки» в поликлиниках в эту концепцию вписываются. Чисто экономически они, кстати, не нужны: ведь человек должен прийти в поликлинику, получить помощь и не задерживаться. Но бывают сбои, накладки — жизнь есть жизнь. И она показала, что наша идея была вполне удачной.

фото: пресс служба департамента здравоохранения

— Что касается сложностей. В свое время департамент с трудом справлялся с организацией установки новой техники, которая поступала в рамках программы модернизации. Каково положение сегодня?

— Сам по себе процесс наладки, установки оборудования, подготовки помещений под него, подготовки кадров, которые бы на нем работали, — дело сложное и долгое. На каждом этапе проводятся конкурсные процедуры, от момента закупки до момента установки проходит в среднем 8–9 месяцев. А иногда в процесс вмешивается ФАС, и приходится проводить конкурсы заново, судиться, переоформлять документы. К тому же надо учитывать и то, что мы в какой-то степени создали себе сложности сами, сэкономив на торгах немалые средства — 15 миллиардов рублей. На них мы решили закупить технику в дополнительном, не предусмотренном программой модернизации объеме, а это опять конкурсы, выбор помещений, их подготовка, установка и пр. Сейчас все близится к завершению. По нашим прогнозам, к февралю установка тяжелой техники в городских ЛПУ будет полностью выполнена.

— Хотелось бы поговорить и о подготовке специалистов. Этому вопросу департамент в последнее время уделяет очень большое внимание. Что для этого делается?

— Повышение квалификации наших врачей — очень серьезный вопрос. Мы выделяем на его решение очень внушительные суммы. В этом году, например, уже 320 наших врачей прошли обучение за рубежом. А начинали мы с 10 специалистов в год! Причем теперь обучение у нас проходят не только врачи, но и медсестры. У нас серьезные отношения с бельгийскими, швейцарскими, израильскими, немецкими клиниками, и наше сотрудничество будет расширяться. Осенью наши медсестры посетили для стажировки Израиль. Рассказывали потом, что работа там просто потогонная — к морю некогда было сходить. Интересно, что в штате израильской клиники работают профессиональные актеры, которые в целях профессионального обучения разыгрывают различные сценки: истерика у пациента, пожар в отделении и так далее. Кстати, в тему: у нас при Боткинской больнице скоро открывается современный симуляционный центр, где врачи смогут обучаться на современных симуляторах в условиях, максимально приближенных к практике.

— Что еще из зарубежной практики хотелось бы перенять?

— Прежде всего высокий уровень во всем — и в оказании помощи, и в состоянии клиник. У нас раньше как было: один корпус отремонтировали, а пять других стоят в запустении. Или в больнице сформировался хороший коллектив врачей — а со свежими халатами проблема. Сегодня у нас еще не во всех учреждениях и стены, и люди, и оборудование, и медпомощь на высоком уровне. Хочется, чтобы лучшее носило повсеместный характер. Системная работа в этом и заключается: не должно быть так, что в одной части здания все хорошо, а в другую лучше не ходить.

В развитых зарубежных странах — качественная медицина, но там и расходы на здравоохранение высоки. Недавно делегация ДЗМ посетила провинцию Онтарио в Канаде. Люди там ждут приема узких специалистов 30–60 дней. У нас сегодня максимальный срок ожидания составляет 2 недели. Там также нет столь высококлассной «скорой помощи», как у нас. Это очень дорого. И это одна из причин того, что мы нашу «скорую» сегодня разгружаем за счет неотложки. Часть пациентов, не нуждающихся в экстренной помощи, переходит в сферу ответственности службы неотложной помощи. Так что по некоторым показателям наша медицина уже более чем конкурентоспособна.

фото: пресс служба департамента здравоохранения

Врач может заработать честно

— И все-таки объясните: как можно заставить врачей улыбаться при общении с пациентами?

— В процессе реформы здравоохранения формируется очень серьезная конкуренция, ведь москвичей обслуживают не только ЛПУ городского подчинения. В городе работают и хорошие федеральные центры, и частные клиники, и можно говорить, что за пациента уже началась борьба. Тем более скоро и частным клиникам станет выгодно обслуживать пациентов по программе ОМС в рамках софинансирования медицинской помощи. Многие врачи уже сейчас понимают, что если пациенту нагрубить, не поставить вовремя диагноз, он может просто поменять медицинское учреждение. Сегодня мы платим столичным медикам очень хорошие зарплаты — это не пустые слова, а данные Росстата. Средняя зарплата врача в системе столичного здравоохранения уже достигла 62 тысяч рублей; у медсестры — 42 тысячи. К тому же в больницах и поликлиниках сегодня разрешены некоторые платные услуги (не в ущерб бесплатным), также есть возможность совмещать работу в нескольких местах, включая частные клиники, что делают многие врачи. Недавно я разговаривал с одним неврологом, и он сказал мне, что если сегодня врач хочет заработать приличные деньги, у него для этого есть все возможности. Например, сам он зарабатывает до 300 тысяч рублей в месяц, и это честный труд.

Работать во многих московских больницах сегодня стало приятно. Все поликлиники объединены единой компьютерной сетью, рабочие места врачей автоматизированы. Внедряются программы, которые позволят врачам не тратить время на записи в картах. Они будут просто надиктовывать информацию, и речь будет трансформироваться в текст на экране компьютера. В будущем году начнется массовое хождение электронных рецептов и электронных карт. Все это позволяет мне сказать, что сегодня можно и нужно идти в медицину: работа становится интересной, в распоряжении отличная техника. К тому же современный врач — это всесторонне развитый человек с хорошим знанием иностранного языка: только так можно обмениваться опытом с коллегами, быть в курсе мировых достижений.

— О чем вы думаете в связи с наступающим 2014 годом?

— Нужно довести до ума все то, что мы запланировали и делаем. И поддерживать каждый винтик в исправном состоянии. Это рутинный методичный труд, который необходим и для того, чтобы врачи начали улыбаться, лучше лечить людей, а люди меньше болели. Вместе с федеральными органами власти, правительством Москвы мы, как бурлаки, тянем-тянем здравоохранение — и постепенно его вытягиваем на новый уровень. Столичное здравоохранение всегда было лучшим в стране, ведь это столица нашей Родины, и здесь все должно быть самое лучшее. Сейчас мы поднимаем столичное здравоохранение на европейский уровень. И мы как управленцы знаем, что для этого нужно делать.

фото: пресс служба департамента здравоохранения

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Георгий Голухов родился 24 июня 1960 года в Москве. В 1983 году окончил 2-й Московский государственный медицинский институт им. Н.И.Пирогова. Прошел клиническую ординатуру по акушерству и гинекологии, окончил аспирантуру на кафедре акушерства и гинекологии на базе ГКБ №31. Защитил кандидатскую диссертацию по акушерству и гинекологии, затем докторскую по организации здравоохранения. Профессор, член-корреспондент РАМН. В октябре 1988 года в возрасте 28 лет избран коллективом больницы №31 главным врачом. С этого момента основное направление его научной и практической деятельности – реформирование российской системы здравоохранения. В результате теоретической разработки и реализации программы «Клиника XXI века» на базе ГКБ №31 им создана современная многопрофильная клиника.

Автор более 40 научных работ. Награжден Орденом Дружбы, медалью к 850-летию Москвы, золотым почетным знаком «Общественное признание», премией Мэра Москвы в области медицины. Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники. Имеет благодарность Президента РФ В.В. Путина за активное участие в избирательных кампаниях по выборам Президента РФ, как доверенное лицо. Женат, имеет 4-х детей.

ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Показатели доступности медицинской помощи сегодня в Москве находятся на уровне развитых стран.

Среднее время прибытия скорой помощи при жизнеугрожающих состояниях (ДТП) составляет в Москве – 9,5 мин, что на уровне развитых стран, где это время составляет от 7,5 мин (Германия) до 11 мин (Канада).

Среднее время ожидания врача-специалиста в амбулаторных условиях составляет в Москве 8-10 дней. При пересчете на принятые в развитых странах показатели это означает, что более 80% московских пациентов попали к врачу в сроки до 20 дней. Это лучше, чем в развитых странах, где в срок до 30 дней к специалистам попадает от 40% пациентов (Канада) до 80% (Германия).

Показатель среднего времени ожидания диагностических исследований (компьютерная томография и магнитно-резонансная томография) сегодня в Москве составляет 20 дней и лучше, чем в Канаде (до 40 дней), однако пока не дотягивает уровня Великобритании (12 дней).

Показатель среднего времени ожидания плановой госпитализации в стационар по хирургическому профилю в Москве составляет в среднем 14 дней. Этот показатель значительно лучше, чем в развитых странах, где он в зависимости от вида вмешательства колеблется от 16-42 дней (Нидерланды) и доходит до 82 (Великобритания) или 100 дней (Канада).

Из этого списка исключение пока составляет показатель доступности участковых врачей. Так, среднее время ожидания участкового врача-терапевта и врача-педиатра составляет в Москве соответственно 4-5 и 2-3 дня. В развитых странах (Нидерланды, Германия, Великобритания) до 70% пациентов попадает на прием к врачу в день обращения или на следующий день. К 2016 году перед московским здравоохранением стоит задача – на прием к участковому врачу большинство пациентов должно попасть в сроки до 1-2 дней.

ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СТОЛИЦЕ

Хорошие показатели здоровья и доступности медицинской помощи в столице были достигнуты в сложных условиях, которые требуют от системы здравоохранения Москвы усиленной работы. Среди них: более высокий средний возраст населения, чем по РФ (в среднем 41 и 39,2 лет соответственно); неблагоприятные экологические условия, которые характеризуются повышенным уровнем шума, загрязнением атмосферы транспортными выхлопами; загруженность транспортных сетей; большое число приезжих мигрантов. Все это обуславливает дополнительную нагрузку на службу здравоохранения в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия; доступности медицинской помощи (например, для обеспечения своевременного приезда скорой медицинской помощи требуются дополнительные подстанции); контроля за инфекционными заболеваниями (СПИД, туберкулез и др.) и заболеваниями органов дыхания. Поток приезжих и мигрантов увеличивает нагрузку на сеть учреждений здравоохранения Москвы минимум на 18%, соответственно необходимо дополнительное финансирование.

Деятельность системы здравоохранения Москвы, оцененная по интегральным показателям, принятым в развитых странах, свидетельствует о ее высокой результативности и эффективности, а также о положительной динамике этих показателей (даже при наличии ряда факторов, которые усложняют работу системы здравоохранения города Москвы, по сравнению с другими субъектами РФ).

ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ И ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В МОСКВЕ ПО ИТОГАМ 2013 ГОДА (10 МЕСЯЦЕВ)

Показатели здоровья населения и временной доступности медицинской помощи в Москве приближаются к развитым европейским странам.

Положительная динамика имеется практически по всем показателям по сравнению с итогами 2012 г. Например, ожидаемая продолжительность жизни в столице за последние 2 года выросла почти на 2 года и составила 76 лет, что почти на 6 лет выше, чем по РФ в среднем (70,3 лет). Этот показатель сегодня находится на уровне «новых» странах ЕС в среднем (Чехия, Польша, Словакия и др.), где он по данным ВОЗ составляет также 76 лет.

Общий коэффициент смертности (число умерших на 1 тыс. населения) в Москве в 2013 г. по сравнению с 2012 г. снизился на 2,5% и составил 9,7 случаев на 1 тыс. населения, что на 27% ниже, чем по РФ в среднем (13,2). Этот показатель в Москве также ниже, чем в «новых» странах ЕС (11,1) и почти на уровне «старых» стран ЕС (9,3). Правда, следует отметить, что в «старых» странах ЕС средний возраст населения несколько выше, чем в Москве (соответственно 42,5 и 41 год), как следствие снижения смертности этим странам добиться труднее.

Смертность от болезней системы кровообращения в 2013 г. в Москве составила 537,9 случаев на 100 тыс. населения, что на 24% ниже, чем по РФ в среднем (708 случаев на 100 тыс. населения). Однако московскому здравоохранению в снижении этого показателя следует сделать еще серьезный прорыв и достичь уровня «новых» стран ЕС (405,1 случаев на 100 тыс. населения).

Несмотря на серьезную транспортную загруженность, показатель смертности от дорожно-транспортных происшествий в г. Москве низкий и составляет всего 4 случая на 100 тыс. населения, что в 3,5 раза ниже, чем по РФ в среднем (13,8 случаев на 100 тыс. населения) и даже ниже, чем в «новых» и «старых» странах ЕС (соответственно 8,1 и 4,9 случаев на 100 тыс. населения). В Москве успехов удалось достичь и в снижении смертности от туберкулеза - этот показатель в столице в 3,6 раза ниже, чем в РФ в среднем (соответственно 3,1 и 11,2 случаев на 100 тыс. населения).

Эти данные коррелируют с более низкими показателями заболеваемости по г. Москве. Так, за 2012 г. общая заболеваемость населения в Москве была на 8% ниже, чем по РФ в среднем (соответственно 148,8 тыс. случаев и 160,6 тыс. на 100 тыс. населения). При этом особо следует отметить, что заболеваемость в Москве ниже, чем в РФ в среднем, по таким классам болезней, как осложнения беременности и родов, новообразования, инфекционные болезни.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И ДОСТУПНОСТЬЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Это показатель во многом носит субъективный характер, но очень важен для обратной связи с пациентами. Значение этого показателя по Москве и РФ близки – довольных около трети опрошенных. Однако, детальные социологические опросы, проводимые в Москве, показывают, что удовлетворенность меняется в зависимости от вида медицинской помощи и, в основном, колеблется в диапазоне от 40 до 60%.



Партнеры