Собрание сочинений в одном доме

Корреспондент “МК” посетил единственный столичный музей, который работает по ночам

Кажется, что Москва никогда не спит. Ну скажите, разве бывает хоть минутка, когда в метро нет ни одного человека или на улице — ни одной машины? Социологи подсчитали, что каждый пятнадцатый москвич проводит ночи не дома под одеялом, а совершенно в других местах — на работе, в ночном клубе, магазине или за решением тех проблем, которые не успели решиться днем. Неудивительно, что за последнее десятилетие многие организации перешли на круглосуточный режим работы! Репортер “МК” посетил единственный музей в Белокаменный, который работает в ночное время суток, — Булгаковский дом.

Корреспондент “МК” посетил единственный столичный музей, который работает по ночам

Если покопаться в истории, то станет очевидно, что музею Булгакова сам Бог (или черт) велел работать по ночам. Ведь еще в советское время начитанные юноши назначали пассиям свидание “в полночь в Булгаковском доме 302-бис на Садовой”. Найдет барышня адрес — значит, образованная, можно дальше отношения развивать. Тогда парочкам приходилось ютиться в “нехорошем” подъезде, сейчас к месту ночных свиданий добавилась и соседняя парадная, где расположился самый мистический музей Москвы.

Мы приехали туда к десяти часам вечера. Объявление на двери извещало: Булгаковский дом в холодное время года работает до часу ночи, а летом — аж до трех часов утра. В этот раз подъезд казался безлюдным. Неужели закрыли из-за морозов? Впрочем, нет — на ресепшне бдили два сотрудника.

— Проходите быстрее, по выходным у нас Триночие! — загадочно возвестила охрана, отобрала у нас пальто и подтолкнула в один из залов, по которому, боязливо оглядываясь, расхаживали посетители.

И ведь опасаться было чего, а точнее — кого. По коридорам музея носилась женщина в странном прикиде: платье середины XX века, старомодная шляпка, сумка и очки. Дамочка то и дело подбегала к разным мужчинам и интересовалась, не Максудов ли их фамилия. Все разъяснилось, когда мы с остальными любителями искусства очутились в одной темной комнате, в которую ворвался внушительных размеров мужчина и объявил, что он наш экскурсовод.

фото: Михаил Ковалев

— С этого момента мы закрыли входные двери, так что до окончания экскурсии вы отсюда не выйдете! — предупредил экскурсовод при свете фонаря.

Ну что за чертовщина? “Это театр Бу развлекается, — шепотом объяснила сотрудница музея, оказавшаяся рядом. — Не бойтесь, просто делайте то, что вам говорят”. Как будто у нас был иной выход.

Следующие два часа происходило нечто совсем не похожее на традиционную экскурсию или даже спектакль, но при этом очень увлекательное. Толпу посетителей водили из комнаты в комнату, в каждой из которой разворачивалось действие из произведений Булгакова. В первом зале нас встретил уже настоящий Максудов из “Театрального романа”, в другом Александра Гончарова отчитывала ветреную сестрицу Наталью Николаевну — по совместительству жену гения, в третьем выясняли отношения Мольер и артисты его театра в “Кабале святош”...

— И так каждую ночь, — улыбаясь, объяснила режиссер интерактивного спектакля Катя Негруца. — В этот раз все еще прошло без сюрпризов, потому что Бегемот куда-то ушел и не мешал актерам.

Бегемот — это огромный черный кот, который уже почти шесть лет живет в Булгаковском доме. Он гуляет сам по себе и только там, где хочется. Излишнее внимание к своей персоне не любит и на попытки умиленных гостей музея почесать ему животик в большинстве случае реагирует шипением. А когда ему все же хочется произвести впечатление, то он, словно призрак, выскакивает из-за угла посреди ночного спектакля. О Мольере, бьющемся в рыданиях из-за предательства возлюбленной, посетители тут же забывают: ну как же, Бегемотик пришел! И это не единственный его трюк. У работников есть серьезные подозрения, что черный кот — смесь булгаковского Бегемота и чеширского кота из “Алисы в стране чудес”. Ну а как еще объяснить то, что он может исчезать из закрытых помещений и внезапно появляться в других?

— Этому есть объяснение, наверно, но мы его не знаем, — говорят сотрудницы, — запираем его в одной комнате, а он в другой появляется. Однажды хотели его кому-то показать, а чтобы он не ушел гулять, закрыли в серверной. Через пару минут возвращаемся, открываем дверь — Бегемота, естественно, нет, он уже около памятника спит. Могли бы и сейчас эксперимент провести, но он где-то бродит…

Кто же ходит по ночам в музей? Бывает, заходят заработавшиеся ценители искусства, у которых нет времени посетить музей днем, регулярно ищут уединения влюбленные парочки. Как-то раз около четырех часов ночи сотрудники услышали стук в дверь. На пороге стояли мужчина и дама средних лет в венке из одуванчиков. Гости поведали, что ехали на машине чуть ли не из Сахалина, и взмолились, чтобы их пустили посмотреть экспозицию, так как утром они уже должны мчаться в Питер. Пару, конечно, впустили, включили в залах свет и даже провели мини-экскурсию.

— Сейчас холодно, и так много народу, как летом, не бывает, — рассказывает Катя. — Поэтому мы придумали театрализованные программы, рассчитанные на три ночи в конце недели. В каждой из них оживают персонажи произведений Булгакова.

Совсем как в фильме “Ночь в музее”! К счастью, для публики булгаковские герои опасности не представляют, разве что попросят подыграть им, например изобразить кавалера, который ухаживает за любовницей Мольера.

А когда последний посетитель покинет помещение, сотрудники приступают к приятным обязанностям. Девушки закрывают двери музея и идут разгребать письма из “почты любви”. Читать чужие мечты — занятие и впрямь увлекательное!

— Этот ящик у нас появился не просто так, — показывает Маша на “Почту любви” под макетом памятника Булгакову. — Когда мы только открыли музей и как-то вечером стали приводить его в порядок, то под мебелью и за картинами обнаружили несколько записочек. Развернули их — а там желания! Так продолжалось довольно долго. Сначала мы не могли понять, с чем это связано, но однажды к нам пришел батюшка освящать музей и рассказал, что, по московским легендам, в подвале этого дома жила святая Матрона. И еще со времен Булгакова люди оставляли в здешних стенах послания для нее, веря, что Матрона поможет осуществить их мечты.

В музее находили не только клочки бумаги, но и зачетки! Суеверные студенты оставляли их на ночь, чтобы они “зарядились” положительной мистикой перед экзаменом. И ведь помогало — потом студиозусы приходили и хвастались, что зачет в кармане. Так продолжается и по сей день. Когда записок стало слишком много, сотрудники подумали: а не поставить ли для них специальный ящик? Так появилась “почта любви”.

фото: Елена Бабаян

— Мы, конечно, не волшебники и желания исполнить не можем, — говорят девушки, опустошая ящик. — Но, как показывает практика, просьбы осуществляются и без нашей помощи!

За сутки в почте накопилось несколько десятков посланий. Большинство из них — с просьбами о любви и адресованы Мастеру, Маргарите или Булгакову. Впрочем, не все. “Хочу стать миллионером!” — разворачиваю одно из посланий. “Зря смеешься, запросто может осуществиться”, — хитро улыбаются мои ночные коллеги по музею. В этих стенах судьба не раз доказывала, что чудеса существуют. Сколько недоверчивых посетителей столкнулись с этим!

Например, одна пожилая дама назло написала в записке довольно странное желание — полетать на воздушном шаре. А через пару недель опять появилась на пороге и смущенно поведала, что была неправа: позвонил одноклассник и пригласил ее... полетать с ним на шаре в рамках фестиваля воздушных шаров! А юная актриса, сидевшая без ролей, уже на следующий день после того, как пожелала себе мужа и работу, получила приглашение на съемки, где познакомилась с будущем супругом... Вот и не верь после этого в магию.

— Не у всех выходит так, как они задумывали, — предупреждает Маша. — Желания могут исполниться и с подвохом, все дело в формулировке.

Уж сколько раз твердили миру: желания нужно загадывать максимально точно, а то ведь сбудется так, что сам не рад будешь. Одна посетительница рассказала сотрудникам, что написала в записке, что хочет быть с Иваном Васильевичем — так звали ее начальника, в которого барышня была безответно влюблена. Через несколько месяцев она действительно выходит замуж за Ивана Васильевича, но... за другого. “Надо было писать фамилию”, — смеялась потом девушка, впрочем, не сильно расстроенная заменой женихов. В переделку попала даже одна из сотрудниц музея, пожелав в письменном виде, чтобы в нее влюбился 45-летний испанец. К ее удивлению, так и получилось, но с одной поправкой: ей ухажер испанского происхождения совсем не приглянулся. Потом горячий мужчина гонялся за отвергнувшей его любовью по Москве с мачете.

Кстати, булгаковеды и рады бы исполнить чье-нибудь желание (конечно, в том случае, если оно осуществимо), да только вот не оставляют авторы в записках свои контакты.

— Главные чудеса в доме Булгакова происходят ночью, — уверяет персонал музея. В подтверждение этому — еще одна мистическая история.

Года три назад в темное время суток кто-то подкинул на крыльцо дома на Садовой белоснежного голубя какой-то необычной породы. Птицу мира обнаружили сотрудники, когда утром пришли на работу. Бедняжка была серьезно ранена и не умела летать. Оставить на улице прекрасного гостя никто не решился, наоборот, голубя вылечили, выходили и предоставили кров и корм. Голубь быстро пришел в себя и стал обживать новый дом. Жил он в клетке, но каждый день его выпускали на променад. Парить в воздухе он так и не научился, поэтому предпочитал пешие прогулки.

— У него было много кличек — Коля, Блондин, Воланд, Нарцисс еще. Просто он обожал крутиться у большого зеркала в прихожей, часами мог стоять и любоваться на себя!

А еще голубь любил грызть... шнурки. Причем у посетителей. Спрячется под пуфиком, дождется, когда кто-нибудь на него усядется, и как нападет на ноги! Люди пугались, подскакивали, кричали, а Нарцисс как ни в чем не бывало выходил из укрытия и снова принимался грызть чьи-нибудь шнурки.

Исчез голубь так же внезапно, как и появился, — и тоже ночью. Как-то раз после смены обнаружили его клетку пустой, о его обитателе напоминали лишь несколько белых перышек. Голубя не было ни в одном из залов, поэтому все сразу поняли: его украли. Булгаковеды, прикипевшие к своему питомцу душой, подняли на ноги весь дом, везде развесили объявления с просьбой вернуть голубя. И на следующие сутки ответ пришел: похитители подбросили в клетку абсурдную записку. В ней хозяев птицы обвинили в том, что они содержали голубя в неволе, обманывая всех, будто он болен, а меж тем он дитя природы и на самом деле умеет летать. Чтобы доказать это, его украли и выпустили.. А ведь всем известно, что птица, прирученная человеком, выжить в природных условиях не сможет.

— И ведь ладно бы его забрали к себе домой или чтобы продать, — расстраиваются девушки. — Но мы, если честно, с самого начала боялись, что объявится какой-нибудь фанатик, который захочет его “освободить”.

Так Булгаковский дом потерял своего белоснежного обитателя.

К счастью, ночью случаются не только грустные события. Но и, например, служебные романы. Ведь под покровом тьмы любительницы Булгакова остаются не в одиночестве, а под бдительной защитой охранников учреждения. Так и получилось: после нескольких ночей общения сразу две сотрудницы вышли замуж за секьюрити и теперь счастливы вместе.

Сложив письма из “почты любви” в мешок и спрятав их в отдельную комнату, мы отправились по домам. Потом эти записки рассортируют, а летом в воздушных шариках отправят в небо. Кстати, мероприятие это тоже проводится на ночь глядя.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру