Золотая рыбка

Теленеделя с Александром Мельманом

26 сентября 2013 в 18:34, просмотров: 3451

Пароль — Ванга. Только скажи это заветное слово, и все будет в порядке. Умопомрачительные рейтинги, необыкновенный интерес. Тот, кто покажет-расскажет про Вангу, точно будет шиковать. Не промахнется.

Золотая рыбка

Это поняли все телеканалы нашей страны, когда по НТВ впервые показали фильм о чудо-целительнице. Потом была «Ванга-2», потом обсуждение. Все это имело огромную цифру доверия дорогих телезрителей. Все это отлично показало, кто мы, народ российский.

Мы верим в чудо, в предсказание. Что было, что будет, чем сердце успокоится. Если бы знать… Ну да, ничего нового: по щучьему велению, по моему хотению. Или что-то еще про золотую рыбку. Ванга — золотая рыбка и есть. Для всего нашего ТВ.

Нас объединяет не религия, не Путин, не вертикаль, а вот оно, чудо! Слепая вера в него, надежда и любовь ко всему непонятному. Народ — ребенок, а совсем не богоносец. На этом с удовольствием сыграл наш голубой экран.

Получено задание: снять сериал про бабу Вангу. Сделать, состряпать любой ценой. Первыми на Первом. «И тогда мы сделаем всех!» — наверняка решили там.

И сделали! Очень быстро, без шума и пыли. Вам хочется Ванги, их есть у меня.

«О, ужас! — подумал я. — Какая халтура». Так нельзя снимать ни при каких обстоятельствах. Статично, плоско, одномерно. И прекрасная (в прошлом?) актриса Елена Яковлева, загримированная в неимоверную старушенцию, почему-то говорящая голосом Александра Реввы из «Комеди Клаб», когда он бабулек пародирует. И это кино?

Кино! Они все правильно сделали. Не от неумения, нет, а от большой силы духа. Просто неподъемной. От знания основной массы родной аудитории. А знания — сила.

Будь проще, и люди к тебе потянутся. И они стали проще. Снизили планочку, чтобы понял даже самый тупой зритель: вот Ванга, вот ее сбывшиеся предсказания, вот она в детстве-юности-зрелости-старости. Вот Ельцин, вот Россия, вот Болгария. Вот война. Вот любовь. Все побросали в волшебное варево, намешали, дунули, плюнули — и получился, осел в сухом осадке сериал «Вангелия». Очень точно просчитанный, выверенный.

Не халтура это, а великий российский кинематограф! Народный практически. Яйцеголовых просьба не беспокоиться, телевизор вообще не для вас работает. Лучше бегите в свой Интернет и ругайтесь там, хомячки. А мы для людей будем показывать, домохозяек и работяг. Для примитивного, но такого благодарного телезрителя.

Абсолютный слух

Скажи мне, какое у тебя жюри, и я скажу, какая у тебя программа. Критерий важный, но недостаточный. В жюри могут собраться замечательные, лучшие люди страны, но что они говорят? Несут, изрыгают из себя… Вот это уже интересно.

Канал «Россия», «Танцы со звездами», черт знает, какой уже сезон. А судьи кто? Отличные судьи: Олег Меньшиков, Елена Чайковская, Николай Цискаридзе… Просто конфетка, а не люди.

Народ танцует, а они оценивают. Но тут же надо еще что-то говорить. И король говорит. В смысле, Олег Меньшиков. Так скучно, мухи в студии дохнут. Да, не от жары, не от юпитеров, а именно от Олега. Он очень грустен, он в образе. Он серьезен, пафосен. Ему скучно. Ну и нам тоже.

Чайковская — великий тренер, не хуже, чем Татьяна Тарасова. Но и она мямлит так… Вот про Тарасову никогда этого не скажешь. Да, над ней смеются (в «Ледниковом периоде»), пародируют от души. Чайковскую никто не пародирует. Не за что схватиться, взяться.

Ну и, наконец, краса и гордость российского балетного искусства Николай Цискаридзе! Вот уж кто всегда зажигал, ни перед чем не останавливался. Радовал глаз умом своим и красотой. Обаянием, чувством юмора. Куда все это делось, почему Коля так мрачен? Легко сказать почему — ведь ему так нелегко, затравили звезду, факт. Но нет теперь в Большом главного травителя, убрали, уволили. Казалось бы, радоваться надо. Только Цискаридзе сам виноват — так подставился… Ну зачем он говорил, что Филина совсем не кислотой облили, намекал, будто он притворяется. Язык мой — враг мой, да? Вот и сидит в жюри суровый, не пошутит даже ни разу. Разбирает шоу, как суперсерьезный конкурс в Большой. Но разве так можно? От того и передача никак не получается.

А вот вам «Голос», сезон №2. Ба, знакомые все лица! Градский, Пелагея, Агутин, Билан. Это уже опасность №1: они же могут надоесть, приесться. Ты знаешь практически все, что они скажут.

Оказывается, нет, не все. Когда ты видишь, как они слушают музыку, сам замираешь. Как чувствуют, и все гримасы на лице, и сердце подскакивает. Как они нервны, раскачиваются в такт, встают, опять садятся, кричат, плачут…

Да, плачут. На сцену вышла слепая девочка в черных очках. Вместе с мамой. Потом мама ушла. А она пела. Повернулся один Градский. И не может сдержать слез, капающих из-под очков. «Там такая боль…» Он это услышал спинным мозгом…

Человеку, который так чувствует фальшь и правду, очень тяжело жить. Вот девочка просто поет, а он уже понял про нее все. И повернулся… А потом, еще передача не закончилась: «Я пойду покурю, не могу больше так…»

Это живое чувство, настоящее. Не сделанное, не сыгранное умело, не поставленное. Просто выскочило, и нельзя сдержаться. И не надо.

Даже трудно после этого как-то оценивать передачу. Но важно сказать: там, где естественные эмоции, — там победа. А звериная серьезность не украшает никого.

Памяти Виталия Трубецкого

Умер Виталий Трубецкой. От сердечной недостаточности. Было ему всего 43. Так и останется навсегда. Это человек из того, лучшего из миров — канала НТВ 90-х. Пришел в 96-м, не первым, само собой. Но сколько же успел! События тех лет пронеслись перед нами в том числе и в интерпретации Виталия Трубецкого.

Сказать, что это был мастер… Там все были мастера. Аристократ? Да, скорее всего, вот это точно. Так фамилия обязывала. Был на виду, один из лучших. Бесспорный профи.

…Когда в начале века НТВ захватили, он не кричал, не рвал на себе рубаху. Он думал. А потом ушел на ВГТРК вслед за своим учителем, Олегом Добродеевым. В последнее время возглавлял корпункт на Украине.

Замечательный журналист. Светлая память.



Партнеры