Мужчины любят глазами: все логотипы чемпионатов мира по футболу начиная с 1930 года

В преддверии презентации эмблемы ЧМ-2018: от делающего сейв уругвайского вратаря до бразильского символа счастья

28 октября 2014 в 21:18, просмотров: 12806

 Когда-то, давным давно, в 1930 году был проведен первый чемпионат мира по футболу. Состоялось это историческое событие в Уругвае. Именно в первом матче того памятного турнира был установлен рекорд посещаемости, который продержался аж до 2006 года. А первым, что увидели зрители в преддверии мундиаля — был логотип или, как вам удобнее, эмблема чемпионата мира. Именно она и интригует людей, подогревает их интерес и открывает некие тайны: чего ожидать от предстоящего события?..

Мужчины любят глазами: все логотипы чемпионатов мира по футболу начиная с 1930 года

 Именно в свете этого «МК» и решил вспомнить все эмблемы чемпионатов мира по футболу, начиная с 1930 года. Уже сегодня состоится презентация 21-го логотипа, мирового первенства в России. Какова была эволюция этого, без сомнения, важного аспекта?

Задача тех, кто делает логотип — проявить максимум креатива и изобретательности. Уместить в ограниченном пространстве все необходимое, продемонстрировать преимущества и традиции страны-хозяйки мундиаля. Ведь логотип увидят миллиарды людей. Один неверный штрих — и первоначальные ожидания всего чемпионата мира могут быть смазаны...

И первым на очереди был Уругвай. Эмблема самого первого мирового первенства по футболу: делающий героический сейв вратарь, который вытаскивает мяч из самой девятки. Честно говоря, выбор немного странный: тогдашний Уругвай являлся командой много-забивающей. Интересно, почему в головах создателей логотипа появился именно страж ворот, а не нападающий-гренадер, ну да ладно.

Впрочем, и без уверенной игры вратаря, ни одна команда чемпионом не станет. Уругвай стал: в финале была обыграна сборная Аргентины со счетом 4:2!

Следом, в 1934 году, состоялся чемпионат мира в Италии. «Скуадра адзурра», которая сейчас в наших умах ассоциируется прежде всего с «засушливой» игрой, и выпустила логотип в виде нападающего, готовящегося нанести решающий удар. Вот такая подмена стереотипов! Мундиаль, в итоге, хозяева и выиграли, нанеся аж два решающих удара. Италия — Чехословакия — 2:1.

Логотип ЧМ-1938 во Франции получился довольно-таки брутальным. То ли его создатели хотели показать, что «трехцветные» лучше всех в футбольном плане, то ли смысл был гораздо глубже, и имелось ввиду, что раз в четыре года футбол останавливает весь земной шар и именно его величество господствует в мире... В общем, вышло так, как вышло: футболист-инкогнито триумфально прижимает футбольный мяч к планете Земля. Французам это не помогло: сильнейшими вновь стали итальянцы. Сильнейшими надолго: из-за второй мировой войны праздник футбола был приостановлен...

В 1950 году Бразилия приняла первый для себя чемпионат мира. И сразу же добралась до финала (уже лучше, чем в 2014...), однако там капитулировала от сборной Уругвая. А логотип получился «мировой»: изображена нога футболиста, тянущаяся в подкате к мячу. А гетры игрока составлены из флагов стран, которые принимают участие в мундиале.

Страна-хозяйка ЧМ-1954 креативом не особо отличилась. В символических очертаниях Земли был заключен футбольный мяч, в центре которого был флаг Швейцарии. Эту страну эволюция красоты, видимо, волновала мало.

Зато со всей фантазией порезвились шведы в 1958 году. Они, кстати, тоже дошли до финала домашнего первенства, но уступили Бразилии со счетом 5:2. Если к игре предъявить претензии можно, то к логотипу ну никак нет: футболист то ли готовится принять, то ли, наоборот, запульнул в небеса огромный футбольный мяч, вокруг которого обвивается лента с флагами. Красиво и масштабно.

Чилийцы — хозяева чемпионата мира 1962 года — взяли дурной пример с Швейцарии, и фантазией себя не обременили. Так же как и скромностью. На их логотипе Земля поделена на две части: футбольный мяч и, собственно, сама планета. А между ними футбольный стадион, поле которого имеет вид флага Чили.

Стоит отметить, что на этом моменте былая красота логотипов чемпионатов мира куда-то канула. В лету, или в зиму (мундиаль в Катаре ведь зимой пройдет?), не знаю, но красоты в эмблемах стало гораздо меньше.

В 1966 году Англия выпускает логотип: на фоне флага Великобритании расположен футбольный мяч. И уже на его фоне — тогдашний кубок мира, под которым красуется флаг уже именно Англии. Свою нескромностью родоначальники футбола подкрепили и на футбольном поле: в том году они стали в первый, и пока в последний раз чемпионами мира.

С 1970 по 1990 годы все логотипы так или иначе были однообразны: как правило вся фантазия создателей вертелась вокруг футбольного мяча, который был представлен в разных вариациях. Мексика, ФРГ, Аргентина, Испания, снова Мексика и Италия не особо заморачивались над эстетической составляющей столь значимого события, как чемпионат мира по футболу.

Традицию в 1994 году нарушили Соединенные штаты Америки. Конечно, это тоже был не предел мечтаний креативного центра, но хоть так: фон красных горизонтальных полос снизу вверх рассекал синий мяч, который оставлял за собой синие полосы. Получилась хорошо адаптированная под чемпионат мира стилизация американского флага.

Франция-1998 скромно изобразила футбольный мяч, выглядывающий из очертаний полюбившейся всем планеты Земля, зато нескромно разгромила Бразилию в финале мундиаля со счетом 3:0.

Хозяева ЧМ-2002, Южная Корея и Япония, использовали, наконец-таки, в своей эмблеме новый Кубок мира. И обыграли логотип, видимо, в контексте «миру — мир». Четыре цвета: красный, синий, желтый и зеленый рано или поздно сходятся в одном — в трофее. Футбол объединяет.

Мировое первенство в Германии, что состоялось в 2006 году, порадовало публику исключительным позитивом, исходящим из логотипа. В нем присутствует четыре круга. В одном изображен Кубок мира, который теперь становится обязательным для каждой эмблемы, а три другие: изображения крайне счастливых и смеющихся рожиц. Выражаясь современным языком — смайликов.

Звенящий в ушах звук вувузел — не единственное, чем запомнится ЧМ-2010 в ЮАР. Африканские коллеги вернули на эмблему главного героя футбольной игры — футболиста. На логотипе символично изображен игрок, выполняющий удар через себя. Получилась весьма красочная и интересная эмблемка, на которой хотя бы понятно, что за событие она предвещает.

И, наконец, последний на данный момент состоявшийся чемпионат мира по футболу: недавно отгремевший мундиаль в Бразилии. Логотип представляет из себя Кубок мира, который составлен из сплетения трех рук, зеленых и желтых цветов, что является отсылом к флагу страны-хозяйки. Эмблема символизирует счастье, гостеприимство, а также, по словам самих организаторов ЧМ-2014, надежду на проведение «экологичного мирового первенства».

***

Теперь нам остается лишь ждать. Отсчитывать часы, может, уже и минуты, которые остались до представления логотипа чемпионата мира по футболу в России. Каким он будет? Смесью матрешки или привидения, как появилась информация в сети, или же в нем будут отражены другие традиции великой и необъятной России? Скоро узнаем.



Партнеры