Доклад ВАДА про ИААФ и ВФЛА: Россия должна радоваться

Коррупция верхов, взятки и вымогательства

Всемирное антидопинговое агентство обнародовало вторую часть доклада независимой комиссии под руководством Ричарда Паунда (бывшего главы ВАДА), посвященного расследованию ситуации с нарушениями антидопингового регламента в легкой атлетике. Первая часть взорвала спортивный мир, а Международная ассоциация легкоатлетических федераций (ИААФ) дисквалифицировала Всероссийскую федерацию легкой атлетики (ВФЛА) на неопределенный срок, наши спортсмены получили черную метку — действует на всех международных турнирах, включая Олимпийские игры.

Коррупция верхов, взятки и вымогательства
Российские ходоки стали предметом разговоров мировых СМИ: оказалось, все гораздо масштабней.

Во второй части доклада независимая комиссия рассказала, как ИААФ нужно жить дальше. И с кем жить. Признала и обвинила верхи в коррупции, взятках и вымогательствах и… дала рекомендации, посоветовав организации серьезно поработать над репутацией.

Когда России охапками отвесили обвинения, не церемонясь и особенно ничего не доказывая, то санкции запустили такие, что никому, кроме Ричарда Паунда, и не снились. И если следовать здоровой логике, то ИААФ за перечисленные нарушения надо было просто разгонять, дисквалифицировать всю верхушку, которая потянула бы за собой смену слоев и структур.

Ведь Паунд заявил, что коррупция была «встроена» в систему ИААФ. «Коррупция в организации начиналась с президента, затем был казначей, затем личный советник президента, затем директор по антидопингу. Все были с ними в одной лодке».

Что обычно делают с такой «лодкой»?

Но Ричард Паунд, оказывается, не так суров. И не призвал, например, к переизбранию Себастьяна Коэ. Хотя и эти слова — «Коэ входил в совет ИААФ при Диаке и не мог не знать о том, что там происходило» — принадлежат именно Паунду.

Как и эти: «Я думаю, что на ИААФ лежит огромная ответственность за то, чтобы с сильным руководством сделать шаг вперед. ИААФ нужно серьезно поработать над восстановлением репутации. Я не думаю, что есть кто-то лучше Коэ, кто мог бы этим заняться».

Тот редкий случай, когда, наверное, хорошо, что здоровая логика не сработала. Если бы разбирательства с ИААФ зашли так далеко, как и положено, то безоговорочное российское «прощай» Рио-де-Жанейро прозвучало уже сегодня. Ведь это именно комиссию ИААФ мы встречали на днях в Москва. И именно она будет принимать решение — встали ли российские системы управления легкой атлетики на путь исправления?

Конечно, в докладе вновь много удивительного. Странно прозвучало, например, заявление о том, что «в отчете перечислены полтора десятка стран с повышенным риском употребления допинга, но мы их не расследовали. Мы не рассматривали Кению, но там точно есть проблемы».

То есть подтверждено то, что и виделось, — лишь Россия оказалась в центре внимания комиссии. Нет, отвечая на вопросы, Паунд заметил, конечно, что и Кении когда-нибудь достанется положенное, и Испании, и Турции… Но начали с России. С кого же еще, рот ведь радуется большому куску.

Ламине Диаку, бывшему президенту ИААФ, вновь досталось. Вполне предсказуемо — на него уже заведено уголовное дело, а сын Диака объявлен в международный розыск. Семейному дуэту накидали еще обвинений в сговорах и взятках.

Ну а поскольку про спортсменов из России и их нарушения правил уже было рассказано в первой части доклада, а фактура там о государственной поддержке применения допинга весьма прихрамывала, то для иллюстрации были призваны высказывания старшего Диака о его дружеских отношениях с Президентом России.

История такова: перед ЧМ-2013 в Москве юрист ИААФ Хав Робертс, узнав о положительных допинг-пробах российских легкоатлетов, передал эти сведения Ламине Диаку. А тот дал понять, что оказался теперь в сложной ситуации. И выйти из этой ситуации — то есть сделать так, чтобы никто из нарушителей на старт не вышел, но и опозорен перед домашним чемпионатом не был — можно только с помощью Владимир Путин, с которым Диак «находится в дружественных отношениях».

Никто из подозреваемых на чемпионате мира не выступил, но и дела заведены не были. А сам юрист на следующий год ушел в отставку. Как-то так.

Правда, комментируя упоминание о Владимире Путине, Ричард Паунд признал: «Никакой точной информации у ВАДА нет. Мы не знаем, правда это или нет».

Если по существу, то независимая комиссия ВАДА озвучила рекомендации Международной ассоциации легкоатлетических федераций. Например, установить правила для осуществления эффективного внесоревновательного тестирования в странах высокого риска, которые должны обеспечить прозрачность и доступность своих спортсменов. О любых сложностях в тестировании спортсменов ИААФ отчитывается перед ВАДА не реже чем дважды в год. Докладывает ВАДА обо всех консультациях с участием независимых экспертов по паспортам крови спортсменов, называя имена экспертов. Создает юридические барьеры и условия, чтобы внутренние базы данных не попадали в руки третьих лиц.

Конечно, прозвучал на пресс-конференции и больной вопрос, ради которого отечественная легкая атлетика пытается последние месяцы вывернуться наизнанку, чтобы доказать собственную нынешнюю чистоту и переосмысление прошлого. Поедет ли Россия в Рио?

Ричард Паунд — а он просто кажется нынче всемогущим — ответил таким образом: «Если россияне полностью посвятят себя решению допинговых проблем, то они вернутся к Играм в Рио. Все зависит от них и от решения наблюдательных органов — ВАДА и ИААФ».

«Да» и «нет» не говори. Интрига должна жить долго.

Ну а поскольку ИААФ влетело от ВАДА не по полной, конечно, программе, но все же весьма показательно и проглочено это было организацией с покорностью, то урок всеми федерациями на долгое время выучен.

«Слышите ли вы меня, бандерлоги?» — так вопрошал мудрый Каа. Они слышали и двигались в нужном направлении.

ИААФ с коррупцией разберется. Во всяком случае, полиция разберется с уже озвученными фактами. А нам тоже надо двигаться — в нужном сегодня направлении. Нужном позарез.

Это значит, что надо продолжать диалог на тех условиях, что нам предложили. Конечно, можно назвать его даже не диалогом, а монологом ВАДА и ИААФ с нашими утвердительными кивками. Но выбора нет. Потому что вины с России никто не снимает — и об этом нужно помнить не только ради поездки сборной по легкой атлетике в Рио. Во имя других видов спорта, в которых далеко не так все в порядке, как хотелось бы, — тоже.

Ведь Ричард Паунд уже посматривает по сторонам и говорит прямо: мол, самим руководителям проблемных федераций пора призывать независимую комиссию, разберемся.

Но это — дело возможного будущего. Глядишь, сами позовут, никого так, как нас, отстранять и не будут. А вот выбирать нового президента ВФЛА будут уже в субботу. Требования понятны — должен быть гол от грехов федерации как сокол.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27008 от 16 января 2016

Заголовок в газете: Вы слышали, бандерлоги?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру