Улика или фальшивка: как дневники Родченкова попали в СМИ

Не знаю, в каком сне ВАДА мог присниться такой информатор, как Григорий Родченков. И как агентство будет жить дальше? Перебить «нашего» им, наверное, не удастся никогда. И спец — безо всякой иронии, и жнец, и на дуде игрец. Электронную переписку вел активно, про всех спортсменов знал все и вся, доступ к лаборатории — ходи хоть до изнеможения. А еще, если вдруг кто-то — ну есть ведь строптивые федерации в олимпийской семье! — не поверит, что все так и было, как он рассказывает, Родченков приготовил бомбу, изготовленную собственноручно. Как и положено, замедленного действия. Личные дневники.

Улика или фальшивка: как дневники Родченкова попали в СМИ

Именно их он и передал комиссиям МОК по расследованию российских нарушений в Сочи. Именно эти новые свидетельства он угрожал опубликовать, если комиссии МОК не накажут российских спортсменов. Комиссии, как известно, наказали, но дневники все равно оказались в руках The New York Times. Не изменил себе — этому изданию Родченков и дал в мае 2016 года первое интервью о созданной при его участии допинговой программе в России.

Мы думали, что Григорий Родченков уже все сказал. А он-то знал, что может заставить еще открыть рот даже юристов. Вдумайтесь только: личные дневники информатора ВАДА используются в качестве улик для доказательства существования государственной системы допинга в России.

Понятно, что, если их приобщили к делу, наверное, и проверили со всех сторон — когда, например, написаны. Понятно, что сопоставили с другими предоставленными ссылками, и дневники стали подтверждением версий, изложенных Родченковым же. Но имеют ли они вообще юридическую силу? На этот вопрос адвокат Филипп Берч, представляющий интересы наших спортсменов на слушаниях, ответил так: «Единственное, что мы видели, — это отредактированные отрывки некоторых страниц, где были отдельные выдержки. Родченков предоставил этот дневник в средства массовой информации, но мы его не видели. Неоднозначная процедура: СМИ имеют доступ к ним, а спортсмены и адвокаты не имеют доступа к доказательствам. Это очень сложный вопрос».

С первого обвинения наших сочинских медалистов прошел год. Сегодня за валом обвинений и абсолютно голливудских поворотов скандала защита даже не успевает реагировать. Пока адвокаты рассказывали о том, как обстоят дела, пришло известие о пожизненном наказании очередных спортсменов — бобслеистов во главе с Касьяновым. Который, к слову, в список «Дюшес» не входил.

«Во многих частях мотивировочной части по Легкову фигурировали слова: по воспоминаниям Родченкова, — устало говорит президент Федерации лыжных гонок Елена Вяльбе. — Он что, поэму пишет или роман? Триллер? Список «Дюшес» состоит из спортсменов, которые находятся в списке потенциальных медалистов. Такие листы делают в любой стране, чтобы понимать, кто может принести награды. Он составлялся задолго до Олимпиады‑2014».

Адвокат российских спортсменов Анна Козьменко подчеркивает: «Мы поражены тем, как проводилось разбирательство. Права спортсменов не соблюдались. Например, отчет лозаннской лаборатории был готов в конце июля, а спортсменам был представлен только накануне слушаний. Изучить его было практически невозможно. Не только Родченкова, но и Макларена никто не увидел, не было возможности задать вопросы».

Дневники Григория Родченкова в опубликовавшем их издании поданы как текст журналиста. Ребекка Руис обрисовывает сами дневники: два толстых ежедневника, плотно исписанных. И дает пояснения к отдельным выдержкам. При этом предварительно подчеркивая: «В дневниках подробно излагаются конкретные дискуссии о схемах мошенничества, которые он (Родченков) вел с должностными лицами, включая в то время министра спорта России Виталия Мутко, его заместителя Юрия Нагорных и заместителя директора Центра спортивной подготовки сборных России Ирину Родионову».

Цитата Родченкова, запись от 1 февраля 2014 года: «Закончил полную инвентаризацию. Здесь ничего не готово». Комментарий журналиста: Родченков по указанию Нагорных осмотрел здание, прилегающее к лаборатории и контролируемое ФСБ. Там хранилась привезенная моча. Ученый удивился, что она никак не рассортирована — ни по видам спорта, ни по именам спортсменов.

Цитата Родченкова от 29 января 2014 года: «Нет никакого четкого понимания плана, это просто кошмар. Мутко очень волнуется из-за биатлона, все выходит из-под контроля, полный хаос».

Комментарий журналиста: Родченков выражал разочарование тем, что чиновники ясно так и не изложили планы по транспортировке из Москвы в Сочи сотен образцов «чистой» мочи, которую топовые спортсмены месяцами собирали в баночки из-под детского питания и бутылочки из-под колы.

В качестве иллюстрации издание использует фото нескольких страниц с записями за февраль 2014 года — перед началом Олимпийских игр и во время их проведения, 3 и 17 февраля.

3 февраля

6.20. Нагорных разбудил — к Мутко идти сегодня. Поплавал в бассейне — вода ледяная. Позавтракал, пораньше приехал на работу — подготовил все материалы для Мутко. Встретился у вокзала с Родионовой, поговорили. Полчаса прорывался в оргкомитет. Там сидели с Нагорных с Мутко, прошли по всем вопросам. Он хочет оставить Сочи как запасную площадку. Поговорили с Мелешковым. Забрал Аню, Олю и Сашу, поехали в Лагуну. Очень хорошо покушали там…

17 февраля

6.30. Вымылся, покурил, собрался, поел на завтраке кашки и творожку, пришел пешком в лабораторию, оделся в костюм, приехал в конгресс-центр, повстречал Лешу Плескова! Два с лишним часа заседали, я рассказал про наши анализы. Хеммерсбах меня одобрил большим пальцем. Нагорных и Мутко меня ждут, позавтракали с Сюзан. Потом на моей машине с какой-то бестолковой теткой сделали три круга по олимпийскому парку, чтобы попасть в олимпийскую деревню. Поставили машину, пешком прошли на территорию 17 корпуса… Шли с Коновым в 40 корпус, там сидят Нагорных и Мутко. Не говорили. И меня — второй раз за три часа — накормили обедом! Филе сибаса и суп фасолевый с бараниной. Доел виноград за Мутко. Шел пешком к КПП… Девчонки пошли на концерт. Мы смотрели финальные заезды двоек мужчин бобслей — Воевода и Зубков стали олимпийскими чемпионами. А перед этим был биатлон — масс-старт. Домрачева фантастически уверенно выиграла и завоевала третью олимпийскую медаль!».

В январских записях речь о том, что помощник экс-заместителя Центра спортивной подготовки сборных команд России Ирины Родионовой принес ему допинг-коктейль «Дюшес», в состав которого входили три анаболических стероида и вермут. А 3 февраля — запись о передаче Мутко копии списка «Дюшес».

Олимпийское поле чудес Григория Родченкова, устроившего ад спортсменам России, продолжается. И в воспаленном мозгу обывателя уже бьется только наивный вопрос: может, и у нас какие-то дневники завалялись? Например, у того, за кем Родченков доедал виноград?

Комментарий: Песков о дневниках Родченкова: покровители и укрыватели раскручивают антироссийский маховик

Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27559 от 30 ноября 2017

Заголовок в газете: Пишите дневники мелким почерком

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру