Очевидно, чаша терпения руководителей и футболистов переполнилась еще тогда. Но произошедшее в минувший уик-энд, смею надеяться, откроет глаза всем, кто управляет нашим футбольным хозяйством. Хотя говорить о некоем прозрении здесь не совсем уместно. Футбольные люди и так прекрасно понимают, откуда растут ноги у этих вопиющих, традиционно растущих к осени судейских ошибок. Здесь ведь дело не в том, что увидел молодой судья Биглов, когда на линии штрафной падал хавбек “Рубина” Гекдениз. И не в том, что инкриминировал удаленному динамовцу Уилкширу, не нарушавшему, очевидно, правил с точки зрения духа fair play. Не в том даже, что перебрал с критической суммой наказаний, сдобрив два пенальти удалением.
Едва вошедший в судейский мирок Биглов делал то, что нужно было делать совсем не по судейским канонам. Он просто стал продуктом системы, которая вольна казнить или миловать в соответствии с конъюнктурой рынка. Бригада Колобаева, не засчитавшая чистый гол “Сатурна”, Лаюшкин, придумавший пенальти в ворота “Амкара”, — такие же продукты системы, только уже более тертые калачи, что ли. За те несколько лет, что провел внутри футбола, сталкивался с разными ситуациями подобного рода. Относительной гарантией объективного судейства стали в какой-то момент пропорциональные пожертвования от обоих участников матча. Но сейчас чьи-то интересы, очевидно, ставятся во главу угла. Не случайно тренер “Динамо” Кобелев без обиняков заявил: “Рубин” превзошел нас разве что в работе с судьями”. Работают все (таков уж закон джунглей), но кто-то кого-то даже здесь превосходит.
Ловить за руку — занятие бессмысленное. Если судья сам не придет на покаяние — а один из них совсем недавно буквально исповедовался у президента ПФЛ Толстых, — конкретных обвинений предъявить не удастся. Единственный выход — принципиально менять систему оценки работы судей. В первую очередь здесь соглашусь с Карпиным, инспекторами и членами экспертно-судейской комиссии должны быть совершенно независимые от чиновничьей иерархии люди. И определять качество работы арбитра они должны не по отдельно вырванным из контекста игры моментам, не путем микроскопического разбора офсайдов, зацепов и захватов. А исключительно по визуальному впечатлению, которое при всей своей субъективности правильно сложится у любого футбольного человека. Поверьте, чтобы отличить предвзятость от обычного ляпа, надо просто чувствовать дух игры.