МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Мультимедийная толерантность

На создание Еврейского музея потрачено 50 млн долларов

В знаменитом Бахметьевском автобусном парке, построенном архитекторами Мельниковым и Шуховым в начале ХХ века, теперь разместился Еврейский музей (он же Центр толерантности). В бывшем «Гараже» открывается совершенно другой музей, сделанный по последнему слову техники. «МК» узнал, насколько Центр толерантности соответствует званию «самого высокотехнологичного комплекса на постсоветском пространстве».

Фото: Мария Москвичева

Около года понадобилось знаменитому музейному дизайнеру Ральфу Аппельбауму на создание музейной концепции Центра. Он начинается с 4D-кинотеатра, возведенного внутри Бахметьевского гаража. В кинозале немного мест, сиденья установлены по кругу, а в центре стол. Гаснет свет, на двух больших экранах появляются звезды — так начинается 10-минутный фильм об истории евреев от сотворения мира до их исхода из Египта. Изображение надвигается на зрителя. Когда речь заходит о нашествии саранчи, кажется, что настоящие насекомые врезаются в ваши ноги. Когда появляется море, которое раздвинулось перед еврейским народом, на зрителей капает вода. Начало истории еврейского народа показано высокотехнологичными средствами.

Дальше — экспозиция из 12 разделов. Первый раздел рассказывает о миграции евреев в Россию, происходившей в XVI–XVIII веках. Все показано на электронных картах, и всевозможных гаджетах.

— Сначала большинство евреев жили в т.н. местечках, в сельской местности, — рассказывает Борух Горин, глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России и председатель правления Центра толерантности. — Здесь вы можете не только узнать больше о евреях, например, о том, что в то время существовало более 20 еврейских языков, хотя на территории России идиш был основным, но даже разделить трапезу с обычной еврейской семьей.

Чтобы это сделать, достаточно сесть за стол и дотронуться до подсвечника, стоящего на нем. Тогда установленный перед столом экран загорается, и на нем появляется семья, готовая начать трапезу. Отобедав в еврейском доме, можно переместиться на рынок, где пластиковые фигуры в национальных костюмах торгуют яблоками и рыбой. Дотрагиваемся до поверхности, и вместо яблок появляются фотографии — быт и жизнь прошлого. Из сельской местности перемещаемся с еврейскими семьями в города.

— Если поставить себе задачу посмотреть все видеоматериалы, представленные в нашем музее, это займет двое суток — у нас 14,5 часа видеохроники, — поясняет Борух Горин. — Каждый еврей может дополнить нашу коллекцию и прислать в музей информацию о себе или своих родственниках.

Из «кафе» попадаем в синагогу: в центре одного из залов установлен большой свиток — это Тора. Только свиток не бумажный, а электронный.

Особенное внимание, конечно, уделено Второй мировой —на экране транслируется хроника событий войны, а также воспоминания ее участников. Настоящие цветы, они посажены перед экраном, дальше — голая земля и снег...

— Во время Второй мировой погибли  миллионы евреев. На одной из инсталляций вы видите имена этих людей. Каждое имя повторяется раз в полгода, так много было убитых. Здесь же вы можете найти информацию о ваших погибших родственниках во время войны или холокоста, — говорит Борух Горин.

О том, как жили еврейские семьи после войны, рассказывает инсталляция в виде комнаты с воссозданной советской обстановкой. Внутри ее — несколько полупрозрачных экранов, на которых то появляются, то исчезают обитатели этой квартиры: муж, жена и их маленькая дочь. О чем они говорят, какие поют песни, что делают — можно долго наблюдать за героями инсталляции. Последний раздел связан с современностью. На больших экранах — мини-интервью с русскими евреями, живущими на территории РФ или уехавшими на пмж в Израиль.

На экране ролик о том, как нетерпимое отношение к людям других национальностей или вероисповеданий может отразиться на вашей жизни. Самая показательная история о парне, который с друзьями в парке избил до полусмерти нескольких приезжих. А на следующий день выяснилось, что один из пострадавших — врач, который должен был прооперировать мать одного из нападавших. Но он не смог прийти на операцию, поэтому мать хулигана умерла.

Музей действительно получился высокотехнологичным, интересным и интерактивным. Хотя, возможно, мультимедиатехнологий даже больше, чем реальных экспонатов. Но это не портит картины.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах