МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Канны-2013: от великого кутежа до великих фильмов

Последние подробности церемонии открытия главного киносмотра в мире

Сегодня, 15 мая, стартует 66-й Каннский кинофестиваль. Председателем жюри этого года стал Стивен Спилберг, который и без того не устает подавать все новые поводы для того, чтобы засветиться на первой полосе газет по всему миру. Чего стоит его шутливый трейлер несуществующего в природе проекта фильма «Обама», в котором действующий президент США сыграл Дэниэла Дей-Льюиса. Но если в родной Америке Спилберга не надо два раза просить, чтобы он устроил шоу, то занять самое почетное кресло в каннском фестивальном дворце режиссера уговаривали долгие годы.

Фото: ru.wikipedia.org

Отвечая на вопрос журналистов, каким председателем жюри он будет, Спилберг прежде всего произнес слово «демократичным». А потом с улыбкой добавил: «Впрочем, дайте мне время как следует оглядеться, ведь я не участвовал в жюри международных кинофестивалей с 1976 года!»

К слову, именно в Каннах Спилберг получил первую серьезную профессиональную награду – приз за лучший сценарий фильма «Шугарлендский экспресс».

Рассуждая о жанрах фильмов, американский режиссер говорит, что для него здесь нет явных предпочтений.

- Для меня все фильмы равны, что «Темный рыцарь», что «Любовь», - говорит Спилберг. – У каждого режиссера одна задача – показать то, чем он является на самом деле, раскрыть свое нутро. Абсолютно неважно, какую выберет форму для своего художественного высказывания.

Режиссер также подчеркнул, что сейчас стремительно возвращается интерес к независимому, авторскому кино.

- Люди хотят чего-то нового, - говорит не только режиссер, но и один из самых успешных кинопродюсеров в мире. – Каждые выходные я смотрю по четыре-шесть фильмов – из тех, что я не успел поймать в кинотеатре во время рабочей недели. Так что смотреть по два конкурсных фильма в день в Каннах для меня – настоящее удовольствие. При оценке фильмов главное для меня – собственный почерк режиссера, его философия. Все равно, чем пишет художник гуашью или маслом – главное есть ли у него талант.

Спилберг также сказал, что никогда не покидает кинозал посередине фильма, и считает неприличным привычку современного зрителя переписываться по SMS из зала, мешая другим наслаждаться фильмом. Судя по настрою председателя, десять насыщенных майских дней на набережной Круазетт запомнятся остальным членам жюри не меньше, чем режиссерам, представленным в конкурсе. И это притом, что в списке жюри этого года блистают такие актеры, как Николь Кидман и Кристоф Вальц, а также режиссеры Энг Ли и Кристиан Мунджу. Глядя на столь репрезентативный список, понимаешь, что возглавить его мог только человек авторитета Стивена Спилберга.

Что касается программы этого года, то больше всего к ней подходит одно слово – «интересная». Какими бы не были предпочтения жюри, каждый из них точно найдет в конкурсе что-то лично для себя.

В первую очередь бросается в глаза обилие – и многообразие – американского кино. Начиная с живых классиков, заканчивая молодыми и дерзкими.

За живую классику в первую очередь отвечают братья Коэны с драмой «Внутри Льюина Дэвиса» о музыканте, пытающемся получить известность. На одной ступени с ними – 60-летний Джим Джармуш, чей неповторимый художественный почерк когда-то открыл миру именно Каннский кинофестиваль, наградив режиссера «Золотой камерой» за лучший дебют – черно-белую притчу «Более странно, чем рай». С тех пор Джармуш исправно получает не только приглашение в Канны, но и награды здесь. Однако главной, «Золотой пальмовой ветви» в его карьере пока нет. Его новый фильм, «Выживут только любовники» – эффектный выход двух британцев. Стремительно набирающего популярность Тома Хиддлстоуна («Тор», «Полночь в Париже», «Боевой конь» все того же Спилберга) и несравненной Тильды Суинтон («Оскар» за лучшую женскую роль второго плана в драме «Майкл Клейтон»). В фильме они – влюбленные вампиры по имени Адам и Ева, каждому из которых больше тысячи лет. В какой-то момент они пускаются в бега в Алжир – то ли от себя, то ли от неминуемой смерти.

Молодых и дерзких представляет Николас Виндинг Рефн (урожденный датчанин, но работающий в США), чей «Драйв» в 2011 году был награжден «пальмой» за режиссуру. На этот раз он представит в конкурсе еще более вычурное упражнение в прекрасном – «Только бог простит».

В промежутке между молодыми и великими расположились не менее интересные авторы. Такие как Стивен Содерберг с очередным «самым последним фильмом в карьере» – байопиком эпатажного пианиста и конферансье Владзиу Валентино Либераче «За канделябрами». И Александр Пэйн с драмой «Небраска» – историей об алкоголике, случайно выигравшем миллион долларов.

Среди режиссеров по эту сторону океана больше всех выделяется великий француз Роман Полански («Венера в мехах» – очередное исследование природы человеческой сексуальности, на этот раз на примере постановки рискованной театральной пьесы). Одна из главных надежд итальянского кино последнего десятилетия Паоло Соррентино («Великая красота» – масштабное полотно современного общества, погрязшего в аморальном блаженстве, со своим давним альтер-эго, актером Тони Сервилло в главной роли). Иранец Асгар Фархади, заполучивший для Ирана первый «Оскар» в истории за социальную драму «Развод Надера и Симин» («Прошлое» – снова социальная драма, и снова поставленные под удар семейные ценности).

Это только то, что касается главного конкурса. А ведь есть еще параллельная программа «Особый взгляд», где в этом году режиссерский опыт актера Джеймса Франко, новый фильм Клэр Дени, а также подростковая драма Софии Коппола «Элитное общество».

Что касается российских кинематографистов, то в этом году за победу в программе студенческих фильмов «Синефондасьон» поборется режиссер Евгений Бяло. А Таисия Игуменцева, которая выиграла этот конкурс в прошлом году, этим маем претендует на «Золотую камеру» – награду, присуждаемую за лучший дебют. Ее первый полнометражный фильм «Отдать концы» будет представлен в рамках спецпоказа. Кроме того, социальная драма Юрия Быкова «Майор» была отобрана в «Неделю критики» – неофициальную, но авторитетную программу, чьи показы в Каннах идут параллельно с конкурсными.

Канны – это не только самый авторитетный киносмотр в мире, но и бесконечная череда громких светских мероприятий. Подготовка к церемонии открытия всегда тяжелый и далеко не гламурный труд. В самом конце портовой зоны на Круазетт уже возвели монументальный стеклянный купол, который был построен в рекордные сроки. Над ним трудились десятки рабочих день и ночь. Гигантское строение из стекла было построено по заказу студии Warner. Это стеклянное шапито размером 42 на 35 метра и 12 метров в высоту станет местом проведения по-настоящему великой вечеринки в честь фильма открытия – «Великого Гэтсби» База Лурмана. Помпезной экранизации одной из ключевых американских книг XX века. Главной звездой на вечеринке станет Леонардо ди Каприо, который и исполнил в фильме роль Гэтсби. Вечеринка подобного размаха пройдет в Каннах впервые с тех пор, как Люк Бессон построил на Круазетт настоящий космический корабль в честь премьеры «Пятого элемента».

В Каннах ждут приезда Алена Делона, который представит отреставрированную копию фильма «На ярком солнце» Рене Клемана. Последний раз Ален Делон заезжал на Каннский фестиваль в 2010 году, чтобы вместе с Клаудией Кардинале представить реставрированную копию другого своего шедевра, «Гепарда» Лукино Висконти. Еще из ожидаемых гостей – Джастин Тимберлейк, Джэнет Джексон, группа «Duran Duran» и Роберт Редфорд. А вот среди неожиданностей пока лидирует заявление президента фестиваля Жиля Жакоба о том, что он покинет свой пост в 2015-м.

- Я много раз обещал своей жене, что оставлю этот пост, на этот раз я это действительно сделаю, - сказал Жакоб журналистам.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах