Проект «Сделано в Москве», объединяющий столичные бренды, демонстрирует уверенный рост. За первое полугодие 2025 года к проекту присоединилось свыше 2000 участников (сейчас их около 7500).
Свыше 650 тысяч человек за этот срок посетили сайт проекта. Им было на что посмотреть. Там представлено свыше 36 000 наименований товаров (за первое полугодие 2025-го прибавилось 10 000). Мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге отмечает, что особой популярностью пользуются одежда, аксессуары и косметика. Но в целом проект предлагает практически все категории товаров массового спроса: от детских книжек и продуктов питания до стройматериалов и бытовой техники.
Как пишет мэр Москвы, за первое полугодие 2025 года дополнительная выручка участников проекта оказалась в четыре раза выше, чем в аналогичный период 2024 года. Она составила более чем 600 млн рублей.
Этому скачку способствовали благоприятные условия, созданные властями для участников проекта. Так, столичные производители имеют возможность бесплатно участвовать в выставках и форумах — таких, например, как Московская неделя моды и Московская неделя интерьера и дизайна, проходившие в мае. Тогда многим запомнился украшенный цветами воздушный шар в Манеже — коллективный стенд «Сделано в Москве».
Воздушный шар вообще является символом проекта. И, кстати, в виде воздушного шара выполнен один из двенадцати арт-павильонов «Сделано в Москве». Он расположен напротив Цирка на Цветном бульваре. Там торгуют детскими товарами.
Вообще, каждый из этих павильонов — маленький шедевр городского дизайна. Яркие, большие, они похожи на декорации к фантастическому фильму. К тому же это не просто торговые точки. Вокруг многих из них существуют маленькие городки развлечений с детскими площадками и локациями для мастер-классов. На Рождественке, например, стоит мультяшного вида огромная ракета. Она даже грохочет так, будто собирается взлететь. Звуковой эффект обусловлен тем, что внутри ракеты есть детская горка, пользующаяся огромной популярностью среди будущих космонавтов. А в самом павильоне продают детские товары — яркие книги, оригинальные игрушки. На вязаного зайца или, например, книжку «с ароматными картинками» «Маленький единорог» с вожделением заглядываются и взрослые. Павильон «Одежда» на Кузнецком Мосту, задрапированный декоративными светоотражающими дисками — будто яркая ткань, — предлагает и повседневные куртки, и вечерние платья, сумки, аксессуары. Видно, что все это добротно скроено и сшито из качественных материалов, а главное, это действительно штучный товар, далекий от ширпотреба.
Недалеко от Центрального клуба шахматистов на Гоголевском бульваре стоит павильон в виде шахматной фигуры. Там продают книги от московских издательств.
В центре города стоят целых три павильона-холодильника, сделанные по образу и подобию холодильников 1960-х годов. Это мир московского мороженого самых разных вкусов, в том числе и особого — с добавлением березового сока. На Арбате стоит самовар. И не простой, а копия очень популярной 150 лет назад модели «Московская банка». Кстати, подобный самовар (только уже нормальных размеров, рабочий) можно приобрести и в самом павильоне. Равно как и многочисленные чаи и аксессуары для чаепития.
Кроме того, на Арбате нашлось место для двухэтажного «Автобуса красоты», и там можно не только купить товары столичных бьюти-брендов, но и посетить мастер-классы известных стилистов и визажистов.
А павильон на Новом Арбате выполнен в виде коробки конфет. Той, что надо, коробки — круглой, красной с фирменной надписью «Москва». Тут продаются разнообразные десерты и сладости — традиционная русская пастила, имбирные пряники в форме матрешек, стильные бонбоньерки с конфетами и многое другое.
В строгих интерьерах «Москва Сити» особенно ярко смотрится павильон в виде клубники. Это место, где можно купить здоровую еду и напитки из натуральных продуктов.
Ну а на Ходынском Поле уютно посапывает огромный щенок. Это новинка 2025 года — павильон, где можно приобрести товары для домашних питомцев. Это, например, сухие перекусы в вакуумной упаковке, которые удобно взять с собой на длительную прогулку или в поездку, оригинальные поводки и перевязки, собачья одежда, воск для защиты подушечек лап и многое другое.
Но главным среди всех является флагманский павильон проекта «Зеленый маркет» на Болотной площади. То ли стеклянный дворец, то ли оранжерея — он сразу притягивает взгляд. Внутри — множество магазинов и заведений фастфуда. Снаружи — обширное пространство для отдыха. Здесь можно покидать в корзину баскетбольный мяч, заняться йогой и поиграть в настольные игры. На главной сцене проходят концерты и мастер-классы, а на роллердроме по вечерам гремят танцы, а днем в выходные дни коллектив театра Петра Чернышова и Татьяны Навки показывает шоу «Дневник памяти», посвященный 80-летию Победы.
Патриотизм, любовь к Родине — это в целом важная составляющая идеологии проекта «Сделано в Москве». Не случайно часть выручки предприниматели направляют в благотворительный фонд: «Народный фронт. Все для победы».
Разумеется, поддержка проекта «Сделано в Москве» — это лишь часть того, что делают столичные власти для развития локального бизнеса. По результатам 2024 года был поддержан каждый 11-й бизнес столицы, при этом особые предпочтения отдаются креативной индустрии, науке, информационным технологиям.
Меры поддержки разнообразны. Это многочисленные цифровые инструменты — например, инвестиционный портал и портал поставщиков, сервис сверки финансово-лицевых счетов и т.д. Это помощь в продвижении брендов, образовательные и деловые форумы, а главное — финансовые меры: льготное кредитование, льготный факторинг и многое другое.